Использование служебного положения в личных целях наказаниеэто

Использование служебного положения в личных целях ответственность

Использование служебного положения в личных целях наказаниеэто

Когда чиновник использует власть, которой он наделен, в личных целях, то это является составом преступления. УК РФ квалифицирует это как злоупотребление служебным положением. Рассматриваемая разновидность противоправных деяний прописана не только в правоприменительных актах России, Украины и других стран.

Что является злоупотреблением служебным положением

Следует отметить, что служебное положение неразрывно связано с полномочиями. Должностное лицо, которое занимает пост, получает за счет этого определенное положение, в это же время он наделяется рядом обязанностей, относящихся к полномочиям.

В статье 285 Уголовного кодекса содержится определение рассматриваемого преступления. Под злоупотреблением понимается выраженное в активной / пассивной форме деяние, совершаемое лицом, занимающим должность в госорганах. Диспозиция указывает на то, что целью является личная заинтересованность, чем может быть корысть.

Результатом совершения преступления является нарушение прав людей, организаций. В этом случае обязательно должен быть в наличии признак существенности, который является оценочным. Последствия могут носить тяжкий характер.

Следует разграничивать злоупотребление и превышение должностных полномочий. Основное различие ─ превышение может быть выражено только действием.

Состав преступления

Расследование дела предполагает четкое обозначение составных частей деяния, это нужно для того, чтобы правильно квалифицировать действие и привлечь к ответственности. Категория преступлений обладает двумя объектами, один относится к основному, второй – к дополнительному. Основным является интерес службы, дополняет его права организаций и людей.

К объективной стороне относят:

  1. Действие, выраженное в том, что чиновник использует свои полномочия против служебных интересов. Оно причиняет вред организации, где лицо выполняет обязанности.

  2. Последствия, выраженные в нарушении прав людей и предприятий.

  3. Причинная связь, которая должна образоваться между первым и вторым пунктом.

Чиновник наделен определенной компетенцией, которая отражена в законодательных актах, иных бумагах (к примеру, должностные инструкции, трудовой договор и прочее). Злоупотребить можно только теми полномочиями, которыми лицо наделено.

Использование в личных целях компетенции выражается в форме действия либо бездействия. В первом случае это может быть:

  • деятельность в рамках полномочий;
  • действия совершаются, но нарушается порядок, который установлен для их выполнения;
  • деятельность вопреки служебным интересам.

К бездействиям относят невыполнение действий, входящих в ряд полномочий. Состав относится к материальным, что требует обязательного наступления последствий. Деяние будет считаться оконченным тогда, когда произошло существенное нарушение прав.

Это признак оценочный. Устанавливается он исходя из обстоятельств дела. Следователь принимает во внимание, сколько человек выступает в качестве потерпевших, какой вид и размер вреда им причинен.

А также имеет значение, нарушались ли права, которые установлены Конституцией.

Важно! При отсутствии рассматриваемых последствий не может быть состава преступления, покушение на использование полномочий в личных целях не существует.

Воспользоваться своим положением чиновник может только с наличием умысла.

Это говорит о том, что он понимает, какие последствия могут наступить и желает их наступления либо ему безразлично.

И также предусматривается, что пользоваться компетенцией в преступных целях можно при наличии мотива. Состоит он в личной заинтересованности, чем может быть корысть.

Пользование полномочиями в рассматриваемом случае осуществляется лицом, достигшим возраста, с которого может быть привлечено к уголовной ответственности, а также занимает должность в государственном органе. Превышение сходно по составу, однако имеет свои особенные черты. Когда речь идет о взятке, то стоит оговориться, что это преступление предусматривается отдельной статьей уголовного законодательства.

Категории

Категории рассматриваемого преступления прописаны в Уголовном кодексе. Подразделение происходит в соответствии с частями статьи, в которой отражено деяние. Простой состав всегда указывается в первой части, последующие содержат квалифицирующие признаки. В статье 285 УК 3 части. Соответственно, в первой части имеется указание на простой состав.

Часть вторая наделена квалифицирующим признаком, который связан с занимаемой должностью. Сюда относятся чиновники, которые осуществляют деятельность в муниципальных и государственных органах.

Часть третья указывает на то, что последствия, наступившие в результате преступления, носят тяжкий характер. В этом случае нужно доказать, что у лица имелся умысел на причинение именно такой категории последствий.

При недоказанности этого признака, возможна квалификация деяния как халатность, которое относится к категории неосторожных.

Какая ответственность предусмотрена

Наказание за злоупотребление полномочий также зависит от того, по какой части статьи будет проведена квалификация. Простой состав наказывается так:

  • штраф, размер которого равен до 80 тысяч рублей (либо может быть установлено, что с виновного удерживается сумма его дохода за последние полгода);
  • лишение занимать определенную должность или осуществлять деятельность на протяжении пяти лет;
  • принудительные работы до 4 лет;
  • арест до полугода;
  • лишение свободы до четырех лет.

Деяния, отраженные в части второй, наказываются:

  • штраф, равный до 300 тысяч рублей (либо доход за период до двух лет);
  • принудительные работы до пяти лет и лишение права на занятие должности или деятельностью до пяти лет;
  • лишение свободы до семи лет и указанным выше правом на три года.

Самое суровое наказание предусмотрено частью третьей – лишение свободы до десяти лет и правом на занятие деятельностью или должности на три года.

Источник: https://ypravo.com/zloupotreblenie-polnomochiyami/sluzhebnym-polozheniem.html

Злоупотребление должностными и служебными полномочиями: примеры, виды, статьи

Неподобающее использование должностных либо служебных наличествующих полномочий в любых личных целях или же с корыстными побуждениями является уголовным преступлением и преследуется соответственно положениям УК РФ. Тем не менее, таковое преступление имеет несколько степеней ответственности и вариантов квалификации соответственно его тяжести, а также целого ряда других факторов. Данное преступление считается коррупционным.

1. Квалификация и правовые особенности злоупотребления должностным полномочием властными органами и госслужащими 2. Отличия превышений от злоупотреблений полномочиями на должности 3. Возможная ответственность за превышение и ЗДП 4. Злоупотребление служебными полномочиями управляющими коммерческих организаций

Квалификация и правовые особенности злоупотребления должностным полномочием властными органами и госслужащими

Злоупотребление должностными полномочиями (ЗДП) в полном объеме регулируется и рассматривается ст. 285 УК РФ.

Эта статья предусматривает различные виды ответственности уголовного вида, налагаемой на должностные лица в связи с применением в личных целях наличествующих у них полномочий, предоставляемых документированными инструкциями и обязанностями.

Важный факт: данная статья затрагивает исключительно лиц, находящихся на госслужбе или занимающих выборные должности в государственных инстанциях.

Применение её к должностным лицам – директорам или сотрудникам отдельных юридических, либо  же физических лиц-предпринимателей, не аффилированных с государственными инстанциями, является невозможным.

Однако, различные наказания за использование наличествующих полномочий в личных целях в таких случаях регулируются ст. 201 УК РФ.

Для квалификации ЗДП, лицо, подозреваемое в таковом преступлении должно одновременно:

  • Использовать имеющиеся полномочия с целью личной выгоды;
  • Существенно нарушать права, либо же законные интересы граждан, юридических лиц или государства;
  • Находиться на государственной или муниципальной службе, состоять трудоустроенным на должности в акционерных обществах, где контрольным пакетом владеет государство, нести службу в органах МВД, спецслужбах, воинских подразделениях.

Важный факт: уголовное преследование относительно госслужащих, не обладающим статусом должностных лиц, не открывается за исключением случаев, предусмотренных отдельными федеральными законами, служебными либо муниципальными распоряжениями.

Отличия превышений от злоупотреблений полномочиями на должности

Рекомендуем прочитать: Дисциплинарная ответственность: виды, порядок привлечения, порядок обжалования

Также, ст.

286 УК РФ предполагает отдельное наказание для случаев превышения полномочий.

Разница между понятиями злоупотребления или превышения состоит в факте, что превышение может осуществляться без корыстных целей, но, одновременно с этим, в обязательном порядке включает в себя исполнение должностных инструкций и прав, которым и таковое лицо не обладает.

Таким образом, можно привести следующие примеры:

  • Если сотрудник будет использовать свое право на получения доступа к закрытой информации в личных целях – это будет считаться ЗДП;
  • Когда сотрудник выдаст распоряжение, которое он не может отправлять в связи со своей должностью по ошибке, или в личных интересах – тогда данное преступление будет квалифицировано как превышение полномочий, обеспечиваемых должностью.

Возможная ответственность за превышение и ЗДП

Уголовный кодекс полностью описывает ситуации превышений и злоупотреблений лиц наличествующим должностным положением и предусматривает различные виды наказания созависимо тяжести совершенного преступления.

Так, согласно со ст.

285 УК РФ, злоупотребление, осуществленное лицом, не обладающим статусом государственной должности РФ, или же соответствующей должности субъекта РФ, и не возглавляющим местные органы самоуправления предусматривает:

  • Штраф, размером до 80 тыс. рублей или шести месячных доходов;
  • Лишение права занимать должность или заниматься определенными видами деятельности сроком до пяти лет;
  • Принудительные работы или лишение свободы длительностью вплоть до 4 лет;
  • Арест длительностью от 4 до 6 месяцев.

Аналогичные санкции предусматривает согласно ст. 286 УК РФ превышение наличествующих полномочий. Для лиц, которые же занимают вышеупомянутые госдолжности, злоупотребления с превышениями предусматривает более жёсткие предпринимаемые меры:

  • Штраф, имеющий размер от 100 до 300 тыс. рублей или в размере дохода за срок от одного до двух лет;
  • Принудительные работы сроком до пяти лет, вместе с лишением права на занятие определенных должностей на три года или без этого условия;
  • Лишение свободы длительностью до семи лет.

Также, ст.

285 УК РФ предполагает обязательное лишение свободы длительностью от трех до десяти лет одновременно с трехлетним сроком лишения права на занятие определенных должностей, если преступление в итоге повлекло за собой тяжкие последствия.

Аналогичные санкции регламентируются и относительно превышения полномочий, фактически повлекших тяжкие последствия, которые совершались с использованием оружия, насильственных действий или же под угрозами такового применения.

Помимо того, российское законодательство предусматривает отдельные способы квалификации за растрату бюджетных и внебюджетных средств, внесение в существующие реестры государственного уровня неправдивых и недостоверных сведений, присвоение полномочий должностных лиц и другие подобные преступления, регламентируемые прочими статьями УК. Поэтому правильная квалификация существующего преступления является немаловажной задачей для служебного расследования при последующем обращении в органы правосудия.

Отдельные внутренние распоряжения государственных органов и правила внутреннего распорядка могут предполагать также наложение дисциплинарных взысканий, в том числе как предусмотренных федеральным законодательством выговоров, замечаний или увольнений, так и предполагаемых непосредственно внутренними инструкциями отдельных институтов. Примером таковых дисциплинарных взысканий может служить понижение в должности или строгий выговор в структурах МВД.

Злоупотребление служебными полномочиями управляющими коммерческих организаций

Законодательство предусматривает ответственность и лиц, не находящихся на государственной службе, за использование их прав в корыстных личных целях, если таковое их применение нарушает права других граждан, юридических лиц или непосредственно Российской Федерации.

Правовое регулирование данного преступления обеспечивается положениями ст. 201 УК РФ.

Наказанию в таком случае подлежат лишь лица, осуществляющие на объекте управленческие функции, а уровень ответственности является значительно более высоким, чем предусмотрено законом для должностных субъектов госслужбы.

Так, наказание за таковое преступление включает в себя:

  • Штраф размерами вплоть до 200 тыс. рублей или до 18 месячных доходов осужденного лица;
  • Обязательные работы длительностью в 480 часов;
  • Исправительные работы сроком вплоть до 2 лет;
  • Принудительные работы либо лишение свободы длительностью до четырехлетнего срока;
  • Арест длительностью до 6 месяцев.

При тяжких последствиях вышеупомянутого преступления, наступает следующая ответственность:

  • Штраф размерами вплоть до 1 млн. рублей или пятилетнего дохода осужденного;
  • Принудительные работы длительностью до 5-летнего срока;
  • Лишение свободы сроком в 5 лет;
  • Ограничение права на занятие отдельных должностей длительностью от года до трех лет. Данное наказание также может совмещаться с принудительными работами и лишением свободы.

Важный факт: отдельные наказания предусматриваются за превышение полномочий нотариусами и аудиторами (ст. 202 УК РФ), а также охранниками и частными детективами (ст. 203 УК РФ).

(418 голос., 4,54

Источник: https://nedvizinform.com/ispolzovanie-sluzhebnogo-polozheniya-v-lichnyh-tselyah-otvetstvennost/

Статьи 201, 285, 286 УК РФ: злоупотребление должностными полномочиями и служебным положением

Использование служебного положения в личных целях наказаниеэто

Каждый знает, что использование своего служебного положения в личных целях запрещено законом. Поэтому при совершении таких противозаконных действий, человек может получить соответствующее наказание.

В некоторых отягощенных случаях, при нанесении вреда гражданину или организации в результате своих действий, возможна даже уголовная ответственность.

О наказании по статьям 201, 285, 286 УК РФ: злоупотребление должностными полномочиями, можно почитать немного ниже.

Злоупотребление должностными полномочиями

Злоупотребление должностными полномочиями — это преступление средней тяжести, но в случае некоторых квалифицирующих обстоятельств, оно может стать тяжким преступлением.

В соответствии с действующим законом, злоупотреблением должностными полномочиями считается использование полномочий вопреки интересам организации.

Ситуация отягощается, если такое деяние было совершено из личной заинтересованности, и в результате повлекло серьезное нарушение прав, законных интересов граждан либо охраняемых действующим законом интересов государства и общества.

Многочисленные признаки состава преступления могут оказывать существенное влияние на меру наказания. Поэтому в каждой ситуации рассматриваются признаки, относящиеся к составу данного преступления.

Объективная сторона нарушения

Объектом злоупотребления должностными полномочиями чаще всего является нормальная деятельность определенного человека в лице государственных органов, государственных учреждений, органов местного самоуправления и так далее.

Учитывая то, что злоупотребление должностными полномочиями обычно приводит к нарушению прав и законных интересов организаций, граждан, то вместе с основным объектом также говориться и о дополнительных объектах преступления, которые участвовали в нем.

Объективная сторона такого нарушения закона включает в себя три признака:

  1. Последствия от действий в виде нарушения прав или интересов граждан, охраняемых законом.
  2. Использование должностным лицом служебного положения вопреки интересам службы.
  3. Причинную связь между последствием и деянием.

Отличия между превышением и злоупотреблением должностными полномочиями

Согласно установленному уголовному законодательству злоупотребление и превышение должностных полномочий квалифицируются как преступления непосредственно должностных лиц.

Однако такие преступления могут совершать гражданские служащие, а также другие представители власти.

Отличие злоупотребления должностными полномочиями от превышения полномочий можно легко объяснить по действующему уголовному кодексу РФ.

По статье 285 злоупотребление описывается использованием своих служебных полномочий должностным лицом, когда это деяние было совершено из корыстной либо личной заинтересованности, а также повлекло серьезное нарушение прав и законных интересов общества.

В случае превышения должностных полномочий, в отличие от злоупотребления, совершаемые действия не находятся в компетенции нарушителя.

В соответствии с п. 19 Постановления Пленума ВС РФ N 19, превышение своих должностных полномочий выражается, например, в совершении действий, которые:

  • могут быть совершены при наличии определенных обстоятельств, которые указаны в законе (например использование служебного оружия по отношению к несовершеннолетнему, когда его действия не предоставляли опасности для окружающих);
  • относятся к возможностям другого должностного лица;
  • никто не имеет право совершать;
  • совершаются одним должностным лицом, а должны быть совершены исключительно коллегиально.

Уголовная ответственность

Злоупотребление служебным положением УК РФ превращается из простого нарушения установленных законодателем норм в серьезное преступление, которое предусматривает наказание по Уголовному кодексу, при следующих обстоятельствах:

  1. Если виновное лицо имело соответствующие полномочия, то есть могло отдавать распоряжения, предусматривающие обязательное исполнение.
  2. Когда нарушение было напрямую связано с личными интересами лица. Это означает, что человек воспользовался своим служебным положением для улучшения положения знакомых лиц либо для личного обогащения.
  3. Если полномочия были использованы не в интересах того, ради чего лицо ими наделялось. По соответствующим нормативным актам и законам всегда можно определить интересы, ради которых лицо получило полномочия, поэтому при их использовании также можно определить, насколько правильно они были применены.

Соблазн улучшить свои жизненные условия с помощью наделенной властью есть практически у каждого, пока существует государственный аппарат.

Однако мириться с этим совершенно невозможно, поэтому для борьбы с такой неблагоприятной практикой есть соответствующая статья в уголовном законе. Применение наказания на практике показало, что оно серьезно помогает сдерживать коррупцию.

Уголовная ответственность за злоупотребление должностными полномочиями в 2019 году рассматривается крайне редко.

При нарушении своих служебных полномочий, в результате которых был нанесен существенный вред, должностное лицо может наказываться лишением свободы до десяти лет с абсолютным лишением права занимать разные должности либо заниматься определенной деятельностью на время до трех лет.

Помощь при нарушении

В случаях, когда у должностного лица отсутствует корыстный мотив либо личная заинтересованность, то злоупотребление должностными полномочиями может быть переквалифицировано в дисциплинарный проступок.

Обязательным условием для таких действий является несущественное нарушение прав и интересов граждан либо организаций, охраняемых законом.

Действующий закон Российской Федерации многогранен, поэтому одна неверная трактовка и незначительное превышение служебных полномочий переходит к части злоупотреблений должностными полномочиями.

Чтобы разобраться точно со своими нарушениями и степенью заслуженного наказания, рекомендуется обратиться за квалифицированной помощью к профессиональному адвокату по уголовным делам.

Такой шаг сможет дать обвиняемому возможность для получения минимального наказания, предусмотренного законодательство. Вам помогут организовать рассмотрение дела, учитывая все обстоятельства, а также правильно обозначить причиненный ущерб.

  • Уголовная ответственность за злоупотребление полномочиями

Источник: http://ugolovnyi-expert.com/stati-201-285-286-uk-rf-zloupotreblenie-dolzhnostnymi-polnomochiyami/

Статья 285 УК РФ. Злоупотребление должностными полномочиями

Использование служебного положения в личных целях наказаниеэто

Закон запрещает должностным лицам использовать служебное положение для достижения личных целей. Если такой факт выявлен и доказан, нарушитель получит соответствующее наказание. Если проступок нанес вред частному или юридическому лицу, виновный понесет уголовную ответственность.

Для правильной квалификации злодеяния необходимо понимать, какие действия подпадают под злоупотребление должностными полномочиями. Попробуем в этом разобраться.

  • Все случаи уникальны и индивидуальны.
  • Понимание основ закона полезно, но не гарантирует достижения результата.
  • Возможность положительного исхода зависит от множества факторов.

Служебные полномочия – это права и обязанности, которые имеет человек в силу занимаемой должности.

Под злоупотреблением рабочими полномочиями понимают незаконные, не соответствующие интересам службы действия, входящие в круг служебных обязанностей виновника либо несовершение действий, которые он обязан был произвести согласно занимаемой должности.

Такое злоупотребление квалифицируется по ст. 285 Уголовного кодекса РФ. Главный объект – нормальная работа публичного аппарата управления. Возможно наличие дополнительного объекта, который зависит от характера посягательства. Например, конституционные права и свободы граждан, интересы юридического лица, и т.п.

Объективная сторона злоупотребления выражается в:

  • использовании рабочего положения наперекор интересам службы;
  • возникновении общественно-опасных последствий в виде серьезного нарушения прописанных в законе прав и интересов других граждан или организаций;
  • причинно-следственной связи между незаконным использованием служебного статуса и негативными последствиями.

Злоупотребление должностным положением может проявляться в разнообразных формах, например:

  • нарушение финансовой дисциплины в организации;
  • использование целевых денежных поступлений не по назначению;
  • умышленный обман контролирующих госорганов;
  • продажа ценных вещей или сдача в аренду помещений, транспорта, техники по заведомо заниженной цене;
  • умышленное заключение убыточных договоров;
  • сокрытие хищений и недостач на рабочем месте;
  • сдача имущества в аренду без законных оснований;
  • бесплатная эксплуатация служебного транспорта, оборудования и помещений в личных целях.

Обратите внимание! Если противоправные действия злоумышленника находятся вне сферы его влияния и должностных обязанностей, они не считаются злоупотреблением служебным статусом.

Мотив злоупотребления – корысть или личный интерес. Корысть имеет место в случае, когда нарушитель желает завладеть чужими деньгами или ценными предметами либо освободиться от материальных обязательств.

Личная заинтересованность подразумевает выгоду неимущественного характера.

Она может быть обусловлена карьеризмом, протекционизмом, семейственностью, желанием получить ответную услугу, заручиться поддержкой важного человека, скрыть личный непрофессионализм.

Деяние совершается только по умыслу. Виновный понимает опасность своих действий и предвидит наступление негативных последствий. Он желает или сознательно допускает их.

Субъект преступления – должностное лицо, государственный служащий, глава муниципального образования.

Квалифицирующие составы

Статья 285 Уголовного кодекса РФ разделена на 3 части. Первая часть описывает «простое» злоупотребление служебными полномочиями, которое не содержит усиливающих вину злоумышленника обстоятельств.

Ч. 2 ст. 285 охватывает квалифицированные злодеяния, совершенные госслужащими федеральных или региональных ведомств либо главами органов местного самоуправления.

В ч. 3 ст. 285 описан особо квалифицированный вид злоупотребления служебными полномочиями. Это совершение деяния, предусмотренного ч.1 или 2 ст. 285 УК РФ, повлекшее тяжкие последствия. Признак не имеет четкой расшифровки и носит оценочный характер. Его наличие определяет суд на основании обстоятельств конкретного дела.

Обратите внимание! Необходимо различать злоупотребление и превышение служебных полномочий. Это смежные, но не идентичные составы преступлений. В первом случае должностное лицо незаконно пользуется своими трудовыми правами. Во втором – злоумышленник совершает поступки, выходящие за границы его рабочей ответственности и полномочий.

Уголовная ответственность за злоупотребление должностными полномочиями

Санкция зависит от степени тяжести совершенного проступка. Если злоупотребление подпадает под ч. 1 ст. 285 УК, нарушителю грозит:

  • до 6 месяцев ареста;
  • штраф в размере 100-200 МРОТ или в сумме 1-2-месячного заработка осужденного;
  • запрет на занятие определенных должностей и осуществление некоторых видов деятельности сроком до 5 лет;
  • 4 года тюрьмы.

Если злоумышленнику вменяется ч. 2 ст. 285, наказание будет строже:

  • до 7 лет колонии с одновременным запретом на занятие определенных должностей и осуществление некоторых видов деятельности сроком до 3-х лет (или без такового);
  • штраф в сумме 500-800 МРОТ или в размере 8-месячного заработка виновного лица.

Если злоупотребление служебным статусом повлекло тяжкие последствия, нарушитель наказывается лишением свободы длительностью до 10 лет с обязательным запретом на занятие определенных должностей и осуществление некоторых видов деятельности сроком на 3 года.

Обратите внимание! Если сотрудник нарушил закон из-за принудительного исполнения распоряжения начальства и действовал в целях предотвращения более глобальных негативных последствий, он избежит уголовной ответственности.

Отсутствие корыстного мотива и личной заинтересованности виновника переквалифицирует преступление на дисциплинарный проступок. Обязательное условие – незначительность наступивших негативных последствий.

Ппвс о злоупотреблении должностными полномочиями

Пленум Верховного Суда раскрывает и уточняет некоторые моменты этого преступления. Он разъясняет, что список полномочий должностного лица определяется на основе:

  • федерального и регионального законодательства;
  • правовых актов муниципальных органов;
  • трудовых соглашений;
  • должностных инструкций;
  • других аналогичных документов.

Служебные полномочия лица могут выражаться в:

  • издании нормативно-правовых актов;
  • принятии решений о совершении разрешительных, регистрационных и других подобных действий;
  • вынесении вердиктов о привлечении к ответственности, назначении взыскания;
  • заключении сделок, выдаче доверенностей, распоряжении имуществом и другими активами (в том числе целевыми);
  • реакции на нарушения, недостачи и др.;
  • представлении интересов клиента в различных госорганах, защите его прав и интересов, предоставлении заявок, извещений, отчетности;
  • оказании услуг или выполнении работ;
  • доступе к коммерческой или государственной тайне;
  • регулировании трудовых правоотношений в организации;
  • рассмотрении жалоб и ходатайств;
  • регулировании документооборота и информационных потоков.

Как отмечалось выше, для квалификации злоупотребления причиненный вред должен быть существенным для пострадавших. Согласно п. 9 ППВС СССР от 30.03.90 г.

№ 4, такой ущерб определяется исходя из степени его влияния на работу госорганов и других организаций, характера и размера, числа потерпевших.

К серьезному вреду можно отнести приостановку деятельности всего юридического лица или его подразделений, потерю рабочих мест, сокрытие преступления, порчу репутации фирмы, нарушение конституционных прав физических лиц, намеренное снижение платежеспособности организации.

В ст. 285 УК РФ упоминаются 3 вида субъектов злоупотребления: должностное лицо, государственный служащий, глава местного органа власти. Под должностными лицами понимаются 3 категории служащих:

  • представители власти. В эту категорию входят сотрудники правоохранительных органов (полиция, Росгвардия и др.) и контролирующих инстанций (налоговики, таможенники и др.), а также лица, осуществляющие законодательную, исполнительную и судебную власть: депутаты, судьи, сотрудники администрации Президента и др.;
  • граждане, выполняющие организационно-распорядительные функции: руководители подразделений госучреждений, врачи, сотрудники аттестационных комиссий и др.;
  • лица, выполняющие административно-хозяйственные функции. Это материально ответственные сотрудники, уполномоченные управлять и распоряжаться имуществом, деньгами и другими активами работодателя.

Лиц на государственных должностях можно подразделить на 2 подкатегории: граждане, занимающие государственную должность (Президент, Председатель Правительства, сотрудники ЦИК и др.) и служащие субъектов РФ;

К главам органов местного самоуправления относятся руководители муниципальных образований (городов, поселений) и председатели представительных органов местного самоуправления.

Ст. 285 УК РФ не охватывает использование «авторитета» должности. К примеру, не будет считаться злоупотреблением требование денег от подрядчиков, некачественно выполнивших работу по договору, если они не являются подчиненными должностного лица.

Резюме

Злоупотребление служебными полномочиями квалифицируется по ст. 285 УК. Состав преступления заключается в использовании должностного влияния не по назначению.

Обязательный признак злодеяния – мотив. Злоумышленника побуждала к действию корысть или стремление получить личные нематериальные блага, например, продвинуться по карьерной лестнице.

Преступление совершается с умыслом. Нарушитель понимал противоправность своих действий, но продолжал их. Но если сотрудник преступил закон по принуждению или необходимости, наказание не будет назначено.

Если ущерб незначителен, деяние расценивается как административный проступок. Если ситуация серьезная, виновному могут вменить разные санкции – от большого штрафа до длительного тюремного заключения.

ВНИМАНИЕ! В связи с последними изменениями в законодательстве, информация в статье могла устареть! Наш юрист бесплатно Вас проконсультирует – напишите в форме ниже.

Источник: https://opravdaem.ru/malfeasance/statya-285-uk-rf-zloupotreblenie-dolzhnostnymi-pol/

Статья 364. Злоупотребление властью или служебным положением

Использование служебного положения в личных целях наказаниеэто

Уголовного кодекса Украины | Скачать бесплатно Уголовного кодекса

1.

Злоупотребление властью или служебным положением, то есть умышленное, из корыстных побуждений либо в иных личных интересах или в интересах третьих лиц, использование служебным лицом власти или служебного положения вопреки интересам службы, если оно причинило существенный вред охраняемым законом правам, свободам и интересам отдельных граждан или государственным или общественным интересам, или интересам юридических лиц, –

наказывается исправительными работами на срок до двух лет или арестом на срок до шести месяцев, или ограничением свободы на срок до трех лет, с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

2. То же деяние, если оно повлекло тяжкие последствия,-наказывается лишением свободы на срок от пяти до восьми

лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

3.

Действия, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, если они совершены работником правоохранительного органа, –

наказываются лишением свободы на срок от пяти до двенадцати лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет и с конфискацией имущества.

Примечание. 1.

Должностными лицами являются лица, постоянно или временно осуществляющие функции представителей власти, а также занимают постоянно или временно на предприятиях, в учреждениях или организациях независимо от формы собственности должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей, или выполняющие такие обязанности по спе-циально полномочиями.

2. Должностными лицами также признаются иностранцы или лица без гражданства, выполняющие обязанности, указанные в пункте 1 настоящего примечания. И

3.

Существенным вредом в статьях 364, 365, 367, если он заключается в причинении материального ущерба, считается вред, который в сто и более раз превышает необлагаемый минимум доходов граждан.

4. Тяжелыми последствиями в статьях 364-367, если они заключаются в причинении материального ущерба, считаются такие, которые в двести пятьдесят и более раз превышают необлагаемый минимум доходов граждан.

***

1.

Злоупотреблением властью или должностными полномочиями называется использование должностным лицом власти или предоставленных ему должностных полномочий для получения материальной или иной личной выгоды. Такое злоупотребление является уголовным преступлением, если оно причинило существенный вред государственным или общественным интересам или охране-нюваним законом правам и интересам отдельных физических или юридических лиц.

Как злоупотребление властью или должностными полномочиями деяние может квалифицироваться лишь в случаях, когда должностное лицо, действуя из корыстных побуждений или иной личной заинтересованности, использует предоставленные ему по службе полномочия. Если при совершении деяния субъект не использовал предоставленных ему по службе прав и полномочий, то он действовал как частное лицо и не отвечает за должностное преступление.

2. Главным признаком преступления, предусмотренного ст. 364 УК, является злоупотребление должностным лицом своими должностными полномочиями, то есть использование их в ущерб интересам службы.

Деяние может квалифицироваться по ст.

364 УК лишь при условии, что должностное лицо использовала свои должностные полномочия во вред государственным или общественным интересам с целью получения личной выгоды.

Злоупотребление властью или должностными полномочиями – это всегда совершение действий вопреки интересам и требованиям службы.

В конкретном деле президиум Закарпатского областного суда указала, что уголовная ответственность за злоупотребление служебным (должностным) положением наступает только в том случае, когда служебное (должностное) лицо из корыстных побуждений или иной личной заинтересованности использует свое служебное положение вопреки интересам службы, чем наносит существенный вред государственным или общественным интересам либо охраняемым законом пра-вам и интересам отдельных граждан (Практика судов Украины в уголовных делах. – С. 155-156).

3.

Общественная сущность злоупотребление властью или должностными полномочиями заключается в том, что должностное лицо вопреки интересам службы, совершает действия, которые проти-ричать государственным интересам или интересам физических или юридических лиц, противоречат задачам и назначению деятельности учреждения, предприятия или организации. Такие действия могут заключаться в использовании государственного или коллективного имущества из корыстных побуждений (машин, механизмов), труда рабочих или служащих, незаконного расходования финансовых или материальных фондов предприятия, учреждения, организации, сокрытия хищения и т..

4. Обязательным признаком преступления, предусмотренного ст. 364 УК, является причинение должностным лицом существенный вред государственным, общественным или охраняемым законом правам и интересам отдельных лиц.

При определении существенности причиненного должностным лицом вреда учитываются: характер наступивших, размер и значимость материального ущерба, а также нарушения личных неимущественных прав и интересов граждан, количество потерпевших от преступления и т.д..

(Сокрытие хищения, перерыв работы предприятия, учреждения, невыполнение производственного плана, нарушение конституционных прав граждан и т.п.). Существенным вредом, если он заключается в причинении материального ущерба, согласно примечанию 3 к ст.

364 УК, считается вред, который в сто и более раз превышает необлагаемый минимум доходов граждан.

Нарушение должностным лицом своих должностных обязанностей или злоупотребления своими должностными полномочиями не образует состава преступления, если не был причинен существенный вред государственным или общественным интересам или правам и интересам граждан.

5. Причинение должностным лицом существенный вред государственным, общественным или частным интересам вследствие злоупотребления ней своими должностными полномочиями образует состав преступления только в случае, когда должностное лицо использовала свои должностные полномочия в корыстных целях или по другой личной заинтересованности.

Корыстью в уголовном праве называется стремление к получению материальной (имущественной) выгоды без затрат собственного общественно полезного труда.

При совершении должностного преступления, виновное лицо, действуя из корыстных побуждений, стремится получить материальную выгоду за счет использования предоставленных ему по службе прав и полномочий.

Для этого должностное лицо может использовать труд подчиненных работников на собственной садовом участке, на бу-стройки дачи, жилого дома или использовать на этих работах безвозмездно машины, механизмы, принадлежащих предприятию, учреждению и т.д..

6. Злоупотребление властью или должностными полномочиями, повлекшее тяжкие последствия, квалифицируется по ч. 2 ст. 364 УК. В следственно-судебной практике тяжелыми последствиями признаются: особенно большие материальные убытки, смерть потерпевших, причинение тяжких телес-ных повреждений, сокрытия особо тяжких преступлений и т.п..

Согласно примечанию 4 к ст. 364 УК причинение материального ущерба признается тяжелым последствием, если размер причиненного ущерба в двести пятьдесят и более раз превышает необлагаемый минимум доходов граждан. Тяжелыми также могут быть признаны и такие последствия, как полное банкротство предприятия, авария или катастрофа, массовые отравления людей, распространение эпидемий и т.д..

7. Злоупотребление властью или должностными полномочиями при отягчающих обстоятельствах может квалифицироваться по ч. 2 ст. 364 КИС лишь при условии, что тяжелые последствия наступили непосредственно от действий должностного лица, т.е. когда между действиями должностного лица и тяжелыми последствиями на-стали, причинная связь.

8. Статья 364 УК содержит общие нормы об ответственности за злоупотребление властью или должностными полномочиями. В действующем Уголовном кодексе Украины есть немало специальных норм об ответственности за злоупотребление должностными полномочиями.

К ним можно отнести нормы ч. 2 ст. 191, ст. 207, 210, 271, 375, 371, 372 УК.

При наличии в деянии, совершенном должностным лицом, признаков этих специальных норм оно квалифицируется по специальной норме согласно правилу: при конкуренции общей и специальной нормы применяется специальная норма.

9. Наиболее сложной является конкуренция ч. 2 ст. 191 УК, ст.

364 УК, поскольку предусмотренные ими деяния имеют преимущественно тождественны признаки – они совершаются из корыстных побуждений, с использованием должностных полномочий и причиняют почти подобную материальную или имущественный вред. Различие между этими преступлениями заключается главным образом в способах их совершения и в характере причиненного ими ущерба.

Похищение государственного или коллективного имущества путем злоупотребления должностным лицом своим служебным положением (ч. 2 ст.

191 УК) характеризуется тем, что злоупотребление властью или должностными полномочиями является способом совершения этого преступления, что должностное лицо, злоупотребляя властью или должностными полномочиями, противоправное и безвозмездно изымает из фондов государственной или коллективной организации деньги или имущество (материальные ценности) и обращает их в свою пользу, в свою собственность. Преступные последствия этого деяния заключаются в уменьшении финансовых или имущественных фондов этих организаций, то есть в причинении прямого имущественного ущерба.

Для деяния, предусмотренного ст. 364 УК, не характерно непосредственное изъятие имущества и использование его самым виновным или передача его другим лицам. Злоупотребление властью или должностными полномочиями (ст.

364 УК) совершается в большинстве случаев как незаконное использование государственного или коллективного имущества (без его изъятия из фондов) для получения личной выгоды, временное пользование имуществом без намерения обратить его в свою собственность или в собственность других лиц, незаконное использование в личных целях труда подчиненных по службе работников и т.п.. Причиняемые при этом вред и имущественный ущерб имеют вид не прямой ущерб, а упущенной выгоды. Действия должностных лиц квалифицируются по ст. 364 УК и в тех случаях, когда они связаны с незаконным получением платежей, когда при распределении денег между отдельными лицами за фактически выполненные работы часть обращается должностным лицом в свою собственность. По ст. 364 УК квалифицируется и злоупотребления властью и должностными полномочиями, которое не связано с безвозмездным получением государственных или коллективных средств, но имеет своим результатом незаконное получение премий, надбавок к заработной плате или других платежей. Злоупотребление властью или должностными полномочиями во многих случаях образует совокупность преступлений с другими деяниями, посягающие на собственность, систему хозяйствования и другие общественные отношения.

10. Злоупотребление властью или должностными полномочиями совершается умышленно, из корыстных побуждений или иной личной заинтересованности.

Источник: https://juristoff.com/resyrsi/kz/ugolovnyj-kodeks-ukrainy/6153-statya-364-zloupotreblenie-vlastyu-ili-sluzhebnym-polozheniem

ПраваСовет
Добавить комментарий