Казахстан размер пенсии

Пенсия в Казахстане: старость в радость (ОБЗОР)

Казахстан размер пенсии

Будет ли достойной пенсия в Казахстане? Этот вопрос волнует каждого казахстанца. Но тем не менее молодое поколение не задумывается о будущем, о том, что будет с ними, когда придет время выхода на пенсию.

Многие не верят в пенсионные отчисления, надеясь на то, что станут успешными бизнесменами и смогут сами обеспечить себя для красивой старости. Однако не у всех это получается и порой приводит к недобрым последствиям.

Что же такое пенсия? Какая она в Казахстане? Что для достойной пенсии делает государство, читайте в обзорном материале корреспондента ИА Strategy2050.kz.

Что же такое пенсия?

Пенсией обычно называют ежемесячные выплаты, замещающие утраченный доход гражданина. Самая массовая категория получателей пенсии – это люди, достигшие возраста нетрудоспособности, в связи с чем им полагается пенсия по старости.

Пенсионный возраст – это не постоянная величина, он отличается не только в разных странах, но и в пределах одного государства может варьироваться и изменяться.

Как правило, пенсионный возраст повышается вместе с уровнем жизни, отражая позитивные изменения в общей продолжительности жизни населения, однако такая мера может быть связана и с экономическими причинами.

История создания пенсии в различных странах

Впервые пенсионное обеспечение было введено для офицеров военно-морского флота во Франции в 1673 году. В период Великой французской революции, в 1790 году, был принят Закон о пенсиях для гражданских государственных служащих, отслуживших тридцать лет и достигших пятидесятилетнего возраста.

Массовое и универсальное пенсионное обеспечение впервые появилось в Германии в 1889 году, в Дании – в 1891 году, в Великобритании – в 1908 году, во Франции – в 1910 году.

Оно подразумевало увязку размеров пенсий с размерами страховых взносов и зарплаты застрахованных работников, обязательное пенсионное страхование работников наемного труда от старости, инвалидности и утраты кормильца.

В Италии пенсии были введены в 1919 году, в Канаде в 1927 году, в США в 1935 году, а в Австралии в 1908 году, в Дании в 1891 году и в Новой Зеландии в 1898 году. Что касается России, по данным Пенсионного фонда Российской Федерации пенсии стали вводиться постепенно еще в 17 веке.

В Российской Империи универсальное пенсионное обеспечение отсутствовало, однако вообще государственные и ведомственные пенсии получали все отставные чиновники и военные, а также народные учителя, дети и вдовы умерших чиновников и военных и поданные состоявшие в специализированных страховых обществах.

В 1930 году в Советской России было принято «Положение о пенсиях и пособиях по социальному страхованию», а в 1932 году законодательно установлен был возраст выхода на пенсию по старости: 55 лет для женщин и 60 — для мужчин. Окончательно система пенсионного обеспечения в СССР установлена была только в 1956 году, с принятием закона «О государственных пенсиях».

Пенсия в Казахстане

Республика Казахстан — первая из стран Содружества Независимых Государств,  осуществившая реформу пенсионного обеспечения населения. Прообразом для пенсионной системы в Казахстане послужила чилийская пенсионная система. С распадом Советского Союза произошло разрушение единой системы пенсионного обеспечения.

 20 июня 1997 года — увидел свет Закон Республики Казахстан от 20 июня 1997 года «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан». В 1998 году в Казахстане стартовала пенсионная реформа. C 1 января 1998 года все работающие граждане в обязательном порядке отчисляют 10 % своих доходов в накопительный пенсионный фонд на индивидуальные пенсионные счета.

 Многие эксперты из Казахстана отмечают, что пенсионная система Казахстана — одна из наилучших в мире.

В июле 1995 года в Казахстане был зарегистрирован первый Казахстанский добровольный пенсионный фонд. Ноябрь 1996 года — внесены первые предложения. Февраль-май 1997 года — первый концептуальный документ и общественное обсуждение. Май 1997 года — пересмотренный вариант передан на утверждение в парламент.

Июнь 1997 года — принят закон (с минимальным перевесом ). Сентябрь 1997 года — создан накопительный пенсионный фонд «ГНПФ». 1 января 1998 года — начала действовать трехуровневая система. С 2012 г.

в Казахстане были введены консервативный и умеренный портфель — вкладчик имеет право выбрать более или менее рискованный вариант инвестирования, исходя из своего возраста. Консервативный портфель предполагает вложения, в первую очередь, в банковские депозиты и ЦБ Казахстана, а умеренный — в облигации.

Первоначально предлагалось ввести и «агрессивный» портфель, при котором большинство накоплений инвестировалось бы в акции.

По состоянию на 1 декабря 2009 года общая численность вкладчиков/участников (ИПС) накопительной пенсионной системы (НПС) составила 7 778 658 человек, из которых 7 734 000 человек — вкладчики по обязательным пенсионным взносам (ОПВ), 40 586 человек — по добровольным пенсионным взносам и 4 072 человек — по добровольным профессиональным пенсионным взносам.

Одной из основных задач внедрения новой пенсионной системы было также создание институциональных отечественных инвесторов, для того чтобы активно заработала казахстанская фондовая биржа, через которую бы люди стали совладельцами крупных предприятий и так далее.

Нововведения в системе пенсионных отчислений Казахстана

Пенсии в Казахстане, как и обещали, начали повышать. С каждым годом поэтапный режим увеличения приносит только позитивные эмоции.

Проект Закона РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам социального обеспечения», разработанного в рамках реализации Послания Главы государства народу Казахстана от 31 января 2017 года «Третья модернизация Казахстана: глобальная конкурентоспособность», был одобрен в Мажилисе Парламента РК.

Данный законопроект направлен на повышение размеров пенсий с 1 июля 2017 года до 20% к уровню 2016 года, а также повышение размеров единовременного пособия в связи с рождением ребенка с 1 июля 2017 года на 20% и перенос предусмотренного срока внедрения 5% обязательных пенсионных взносов работодателя с 2018 года на 2020 год.

Как отметила министр труда и социальной защиты Тамара Дуйсенова, в 2017-2018 годы будут поэтапно повышены размеры пенсий, выплачиваемые из республиканского бюджета.

«Размеры солидарных пенсий будут повышены на 11%, с учетом 9% повышения в начале года. Размер базовой пенсии будет повышен на 13%, с учетом также 7% повышения в начале года. В итоге мы обеспечиваем повышение размеров пенсий до 20% с 1 июля 2017 года по сравнению с размером пенсий 2016 года. Это повышение касается всех пенсионеров или более 2 млн человек», – проинформировала Т. Дуйсенова.

Таким образом, минимальная пенсия в этом году составит без малого 46 тысяч, а средняя – на 20 тысяч больше. В январе следующего года пенсия подрастет ещё на 16 процентов. А в июле 2018 выплаты начнут рассчитывать с учётом и стажа, и срока участия в пенсионных накоплениях.

И это, по расчетам экспертов, тоже позволит их увеличить. Вырастет и размер пособий на рождение ребенка. За первого, второго и третьего будут платить по 86 тысяч. За четвертого и последующего – почти 143 тысячи. На все это в бюджете предусмотрели 82 миллиарда тенге.

   

Как начисляется пенсия в Казахстане

В Казахстане мужчины могут выйти на пенсию по достижении 63 года, для женщин пенсионный возраст – 58 лет. С 2018 года на основании законодательства РК пенсионный возраст для женщин будет увеличиваться каждый год на 6 месяцев.

Подобное увеличение будет происходить до 2027 года по достижении порога в 63 года.

Наглядно это будет выглядеть так: в 2018 году пенсионный возраст для женщин составит 58,5 лет, в 2019 году – 59 лет, в 2020 году – 59,5, и так далее, пока в 2027 году пенсионный возраст для женщин не достигнет 63 года.

Такое повышение пенсионного возраста в Казахстане связано с ростом продолжительности жизни и тем, что около 70% пенсионеров составляют женщины.

В законодательстве предусмотрены определенные категории граждан, для которых пенсионный возраст уменьшается. Пенсионный возраст составляет:

 – 53 года для женщин, родивших или усыновивших более 4 детей и воспитавших их до 8-милетнего возраста; – 50 лет для мужчин с трудовым стажем 25 лет и более до 1998 года, проживавших с 29 августа 1949 года по 5 июля 1963 года (не менее 5 лет) в зонах экологического риска, пострадавших вследствие испытаний ядерного оружия на Семипалатинском ядерном полигоне;

 – 45 лет для женщин с трудовым стажем 20 лет и более до 1998 года, проживавших с 29 августа 1949 года по 5 июля 1963 года (не менее 5 лет) в зонах экологического риска, пострадавших вследствие испытаний ядерного оружия на Семипалатинском ядерном полигоне.

 
Виды пенсионных выплат

Выплаты пенсий в Казахстане осуществляются по трем пенсионным системам, это базовая, солидарная (трудовая) и накопительная.

Базовая пенсия ежегодно увеличивается и, по состоянию на 2017 год, составляет 12 802 тенге. Базовые пенсионные выплаты получают все пенсионеры, вне зависимости от отчислений и стажа работы.

Трудовая (солидарная) пенсия начисляется лицам, которые работали до 1998 года с минимальным трудовым стажем более 6 месяцев. Таким образом, если Ваш трудовой стаж удовлетворяет этому условию, то Вы будете получать базовые и солидарные пенсионные выплаты.

Для расчета солидарной пенсии лицам, работавшим до 1998 года, учитывается только стаж работы, потому как по законодательству до 1998 года пенсионные отчислений не производились. Для получения полной солидарной пенсии трудовой стаж должен составлять для мужчин – не менее 25 лет и для женщин – не менее 20 лет.

При меньшем стаже пенсионные отчисления будут соответственно уменьшаться.

Накопительные пенсионные отчисления в Казахстане с 2014 года перешли в единый накопительный пенсионный фонд (АО «ЕНПФ»).

При достижении пенсионного возраста, Вы можете обратиться в ЕНПФ и заключить договор о получении пенсионных накоплений.

Накопления могут получаться как единовременно, так и ежегодно или помесячно определенными суммами. При единовременных накопительных выплатах максимальная сумма не должна превышать 250 МРП.

Из всего этого можно сделать вывод: пенсия в Казахстане будет достойной, ведь увеличение уже поэтапно происходит и это радует. Впереди будущее, в котором будет высоко оцениваться труды перед отечеством. Так что молодому поколению стоит задуматься о пенсионных отчислениях сейчас, и плодотворно работать на благо общества, себя и своих близких, дабы застраховать и обеспечить свою старость.

Кайрат Жандыбаев  

Фото из открытых источников

Источник: https://strategy2050.kz/ru/news/45422/

Пенсия в Казахстане: Разбираем детали, Elorda Aqparat

Казахстан размер пенсии

Орал МукияевЗаместитель руководителя столичного департамента комитета труда, социальной защиты и миграции

– Какие изменения произошли в пенсионном законодательстве в последние годы?

– Если, раньше базовая пенсия назначалась всем пенсионерам, в установленном размере 50% от ПМ (прожиточного минимума), то с 1 июля 2018 года базовая пенсия назначается по достижении общеустановленного пенсионного возраста 58-63/63 года и в зависимости от стажа участия в пенсионной системе.

При наличии стажа 10 и менее лет, либо его отсутствии базовая пенсия составляет 54% от ПМ, за каждый год сверх 10 лет ее размер увеличивается на 2% и при стаже 33 и более лет она составляет 100% от величины ПМ. Отмечу, что уже с 1 января 2018 повышен пенсионный возраст женщин с 58 до 63 лет с ежегодным повышением на 6 месяцев.

В этом году, с 1 июля на пенсию будут оформляться женщины, родившиеся во второй половине 1960 года, то есть в 59 лет.

– К примеру, если у пенсионера общий трудовой стаж до выхода на пенсию составляет 40 лет, как будет высчитываться его базовая пенсия?

– С 1 июля 2018 года при определении размера базовой пенсии учитываются 2 критерия: солидарный стаж и стаж участия в накопительной системе. За стаж 33 года и более назначается 100% базовая пенсия, то есть за 40 лет базовая пенсия будет равна величине прожиточного минимума – 29 698 тенге.

– С чем связано повышение пенсионного возраста женщин?

– С каждым годом солидарная система изживает себя. У женщин, выходящих на пенсию, уменьшается стаж, выработанный на 1 января 1998 года и соответственно уменьшается размер солидарных пенсий. Это приведет к тому, что к 2030 году размер солидарных пенсий для вновь назначаемых пенсионеров значительно снизится.

В текущем году будут оформляться на пенсию женщины, рожденные во второй половине 1960 года, средний трудовой стаж которых составляет 16-17 лет (на 1 января 1998 года), у женщин, рожденных в 1970 году, он будет равен 10 годам, а у тех, кто родился после 1980 года солидарный стаж будет отсутствовать вовсе.

Соответственно, размер солидарной пенсии будет уменьшаться пропорционально стажу. Например, если в 2017 году у выходящей на пенсию женщины имелось 20 лет трудового стажа и доход в 100 тысяч тенге, то размер ее солидарной пенсии составлял 60 тысяч тенге без учета базовой пенсии.

У женщины, выходящей на пенсию в 2019 году, стаж будет меньше, к примеру 18 лет, при доходе также в 100 тысяч тенге. Соответственно размер ее пенсии составит 54 тысячи тенге. Таким образом, ежегодно с уменьшением стажа будет снижаться размер солидарной пенсии.

Повышение пенсионного возраста позволит увеличить стаж участия в накопительной пенсионной системе, что позволит увеличить размер базовой пенсии, и соответственно, роста пенсионных накоплений.

– Существует ли категория людей, кто имеет право раннего выхода на пенсию?

–Да, в первую очередь, это женщины родившие или усыновившие пять и более детей и воспитавшие их до восьмилетнего возраста. Они выходят на пенсию в 53 года. Второе, это граждане, проживавшие в зонах чрезвычайного и максимального радиационного риска Семипалатинского ядерного полигона с 1949 года по 1963 год не менее 5 лет. Мужчины – по достижении 50 лет, женщины – по достижении 45 лет.

– Как рассчитывается пенсия по возрасту?

– Начисление пенсии в полном объеме производится из расчета 60% среднемесячного дохода, при условии, что у женщины стаж до 1998 года 20 лет, у мужчины – 25 лет.

Чтобы рассчитать доход для исчисления пенсии, необходимо общую сумму дохода за любые 3 года (36 месяцев) работы подряд разделить на 36. Доход для исчисления пенсии не может превышать 46 МРП, размер которого в настоящее время составляет 2525 тенге. (46 х 2525= 116150 тенге).

Если же стаж больше 20/25 лет, то за каждый год сверх этих лет, начисляется по 1%. Но не более 75% от дохода.

– Кому начисляется минимальная пенсия?

– Минимальная пенсия назначается при стаже 20 лет для женщин и 25 лет для мужчин на 1 января 1998 года, но при отсутствии или недостаточности дохода для исчисления пенсии.

– Есть ли пенсионеры, которые получают меньше минимальной пенсии, к примеру, не 36108 тенге, а 10000-15000 тенге?

– Да, такие пенсионеры есть. Если у пенсионера нет достаточного стажа на 1 января 1998 года, допустим есть стаж 5 или 7 лет, нет достаточного дохода, то соответственно размер пенсии у него составит 7-10 тысяч тенге.

Дополнительно они получают базовую пенсию в размере 16037 тенге. Следует учесть, что, чем больше стаж, тем больше размер базовой пенсии. Максимальная базовая пенсия назначается при стаже 33 и более лет – 29698 тенге.

– К примеру, человек достиг пенсионного возраста, у него есть стаж работы, но перед выходом на пенсию он лет пять нигде не работал. Или, наоборот, был большой перерыв в работе и только лишь за год-два до выхода на пенсию он устроился на работу. Как в таком случае рассчитывается размер пенсии по возрасту? От чего в таком случае будет зависеть размер пенсии?

– Размеры пенсии зависят от стажа работы и заработной платы. Для того чтобы получить хорошую пенсию, нужно работать, производить пенсионные отчисления. Как правило, люди обычно устраиваются на работу в последние годы перед пенсией, чтобы представить доход. Хотя это влияет на стаж участия в накопительной системе, соответственно на размер базовой пенсии и выплат из ЕНПФ.

Размер пенсии по возрасту при отсутствии необходимого трудового стажа рассчитывается как доля от полной пенсии пропорционально имеющемуся трудовому стажу на 1 января 1998 года.

Например, человек имеет 10 лет трудового стажа на 1 января 1998 года, дохода нет, размер пенсии составит 18054 тенге, то есть 36108 х 120: 240 = 18054 тенге (36108 тенге – это размер минимальной пенсии, 10 лет =120 месяцев, 20 лет = 240 месяцев).

У человека с таким же стажем, но со среднемесячным доходом 100 тысяч тенге размер пенсии составит 30 000 тенге, то есть 60000 х 120: 240 = 24 000 тенге (60 000 = 60% от 100 000 тенге, полная пенсия).

То есть, вы видите, что есть разница, между человеком, который работает и представляет доход и человеком, у которого нет дохода и пенсионных отчислений.

– Зависит ли размер пенсии от рода деятельности? Например, один человек всю жизнь работает в больших компаниях, другой – рядовым рабочим, соответственно у первого доход выше, а как с пенсией?

– Нормы Закона распространяются на всех получателей пенсии одинаково без разницы, работал ли он на госслужбе, был министром или слесарем.

Единственным различием, является выплата пенсионных накоплений из ЕНПФ. Тут размер выплат будет зависеть от суммы накоплений, то есть, чем больше размер накоплений, тем больше размер выплаты.

– Что такое госгарантия? Кому она выплачивается и в каком размере?

– Госгарантия – это разница между суммой накоплений пенсионера с учетом уровня инфляции и суммой накоплений в пенсионном фонде. Право на госгарантию имеют люди, достигшие пенсионного возраста, инвалиды I и II групп бессрочно, лица, выехавшие на постоянное проживание за пределы Казахстана.

Для определения суммы госгарантии фактически внесенные пенсионные накопления индексируются на процент инфляции, и если в итоге данная сумма будет больше суммы накоплений с учетом инвестдохода, то разница между двумя суммами выплачивается в виде госгарантии.

Если же наоборот, сумма накоплений в пенсионном фонде будет превышать сумму накоплений с учетом уровня инфляции, то госгарантия не назначается. Нужно отметить, что с октября 2018 года данная госуслуга оказывается в проактивном формате.

– Как происходит процесс назначения пенсии? Куда нужно обращаться?

– Документы для назначения пенсии подаются в ЦОН по месту жительства. Департамент оказывает государственную услугу в электронном формате. Следует отметить, что на назначение пенсии по возрасту, базовой пенсии и выплаты из ЕНПФ подается 1 заявление.

– Когда человек, имеющий инвалидность, достигает пенсионного возраста, то какую пенсию он будет получать?

– В таком случае выплата пособия по инвалидности прекращается или пересматривается с учетом размера пенсии по возрасту.

К примеру, рассчитана пенсия в размере – 36108 тенге, а он получал ГСП по инвалидности 45438 тенге, соответственно будет производиться доплата 9330 тенге до размера пособия по инвалидности (п.5 ст.

12 Закона «О государственных социальных пособиях по инвалидности и по случаю потери кормильца»). Если же размер пенсии будет больше пособия по инвалидности, то будет получать свою пенсию, то есть выплачивается выгодный вариант.

– Насколько повышается пенсия ежегодно? Ожидается ли повышение размера пенсии в этом году?

-Ежегодное повышение пенсий утверждается Постановлением Правительства с опережением уровня инфляции на 2%.

В 2017 году пенсии по возрасту были повышены 2 раза: на 9 % с 1 января 2017 года, и на 11% с 1 июля 2017 года, в итоге по сравнению с 2016 годом размер пенсий был повышен на 20%.

С 1 января 2018 года пенсии по возрасту повышены на 8%. В этом году повышение пенсий было на 7% с 1 января 2019 года, дополнительных повышений в этом году не ожидается

  в Telegram Еlorda Aqparat 

Источник: https://elorda.info/ru/interview/view/pensiya-v-kazahstane-razbiraem-detali

Отложенная бедность. Лишь каждый третий казахстанец будет получать пенсию в размере 30% от своей зарплаты

Казахстан размер пенсии

ФОТО: pixabay.com

Пенсионная система состоит из трёх уровней.

  • Первый уровень включает в себя пенсионные выплаты за счёт средств государственного бюджета (солидарная и базовая пенсионные выплаты/минимальная гарантированная пенсия).
  • Второй уровень представляет собой накопительную пенсионную систему (ЕНПФ), которая включает в себя пенсионные выплаты за счёт:
  1. обязательных пенсионных взносов, осуществляемых самим работником (10% от зарплаты);
  2. обязательных профессиональных пенсионных взносов, перечисляемых работодателем в пользу работников, занятых на работах с вредными условиями труда (5% от зарплаты).
  • Третий уровень включает в себя все пенсионные выплаты из добровольных взносов работника в ЕНПФ или в частные финансовые организации.

На этот вопрос ответил журналистам в среду, 25 сентября, вице-премьер – мин… →

Таким образом, сегодня при выходе на заслуженный отдых пенсия казахстанца, по сути, будет состоять из двух основных частей: пенсионные выплаты из госбюджета и выплаты из ЕНПФ. Размер пенсии, выплачиваемой из бюджета, определяется и гарантируется государством. Будущий рост выплат этой части пенсии целиком зависит от роста налоговых и других доходов государственного бюджета.

В свою очередь, размер пенсии из ЕНПФ зависит только от того, сколько денег накоплено на счету работника, выходящего на пенсию (сколько накопил, столько и получил). В накопительной пенсионной системе Казахстана государство гарантирует только, чтобы инвестиционный доход на пенсионные вклады в ЕНПФ был не меньше накопленной инфляции.

Сравним две основные части пенсионных выплат в Казахстане. В 2018 году из госбюджета было выплачено пенсий на сумму 1 979 млрд тенге, а из ЕНПФ – 169 млрд. То есть пенсионные выплаты из ЕНПФ были почти в 12 раз меньше, чем из госбюджета! Как говорится, почувствуйте разницу.

Разница между выплатами из госбюджета и ЕНПФ будет постепенно сокращаться.  Согласно международной практике, оценку пенсионной системы следует проводить за полный пенсионный цикл, то есть с момента начала трудовой деятельности до момента выхода на пенсию.

Этот промежуток времени обычно составляет около 40 лет. В Казахстане возраст пенсионного накопления составляет 21 год.

Из-за этого в ЕНПФ пока присутствует большая разница между поступлениями взносов и выплатой пенсий (в 2018 году – 847 млрд тенге взносов и 169 млрд тенге выплат).  

Тем не менее, несмотря на то что разница в сумме пенсионных выплат из госбюджета и из ЕНПФ будет сокращаться, всё равно при отсутствии реформ общая сумма пенсий из госбюджета будет всегда значительно превосходить выплаты из индивидуальных пенсионных накоплений в ЕНПФ, что, исходя из лучшей мировой практики, считается очень серьёзной проблемой. Такая ситуация в Казахстане сложилась из-за структурных проблем экономики и больших недостатков построения пенсионной системы.      

В 2014 была утверждена «Концепция дальнейшей модернизации пенсионной системы Республики Казахстан до 2030 года» (далее – Концепция), которая без изменений действует и по сей день.

Основной целью нашей и любой другой пенсионной системы является обеспечение адекватности пенсионных выплат для достойного уровня жизни в пенсионном возрасте.

Ключевым параметром, определяющим достойный уровень жизни в пенсионном возрасте, является коэффициент замещения (replacement rate), который рассчитывается как соотношение пенсии и прежних доходов (заработка) получателя пенсии.

И хотя на сегодня наше правительство толком не объяснило, какие страны и по каким параметрам входят в 30-ку наиболее развитых стран, приблизительно можно сказать, что у этих стран коэффициент замещения дохода пенсионными выплатами в среднем находится в районе 70%. Для сравнения, в СССР этот коэффициент был законодательно установлен и строго соблюдался на уровне 60%.

Введение нового платежа для работодателей негативно скажется на казахстанск… →

В Концепции приводилась информация, что «реализация государственных мер до 2014 года создала условия для обеспечения коэффициента замещения дохода пенсионными выплатами, соответствующего международным стандартам, который составил на конец 2013 года 44,6% среднемесячной заработной платы по экономике в целом». При этом по итогам 2018 года (по информации ЕНПФ) средний коэффициент замещения у мужчин составил 44,9%, у женщин 46,4%.

То есть можно определённо сказать, что по пенсионному коэффициенту замещения мы сильно отстаём от 30-ки развитых стран, и за 5 лет, начиная с 2014, практически не увидели прогресса в этом направлении. С учётом того что средняя зарплата в Казахстане также гораздо ниже, чем в развитых странах, то низкий коэффициент пенсии к зарплате выглядит совсем удручающе.

Здесь важно отметить, что расчёт пенсионного коэффициента замещения в Казахстане – это как средняя температура по больнице.

Наибольшую выгоду от текущей пенсионной системы получает население с низкими доходами или без доходов совсем, а также самозанятые или неформально занятые.

Наименее защищённым с точки зрения поддержания достойного уровня жизни в пенсионном возрасте является работающий средний класс (имеют наименьший пенсионный коэффициент замещения), что крайне плохо.

В странах, которые считаются развитыми, средний класс составляет самую многочисленную группу населения, и именно эта группа ответственна за процветание и рост конкурентоспособности экономики.

Поэтому наши власти, помимо борьбы с бедностью, должны делать всё возможное, чтобы максимально расширить и защитить группу населения, которая относится к среднему классу.

К сожалению, текущие планы правительства по пенсионной реформе не ведут к прогрессу в этом направлении.   

Проблемы пенсионной системы, выплачиваемой из госбюджета

Одной из главных целей создания накопительной пенсионной системы является освобождение госбюджета от неподъемных пенсионных расходов.

Однако в Казахстане этой цели пока не удается достичь, что также связано со структурными проблемами экономики и недостатками построения накопительной пенсионной системы, но об этом чуть позже.

Считаю, что если не проводить кардинальных реформ, то очень скоро текущая пенсионная система реально станет непосильной ношей для нашего госбюджета.

В 2018 сумма пенсий из бюджета была чуть меньше 2 трлн тенге и составила 21% от общих расходов республиканского бюджета.

На 2019 сумма пенсий запланирована в размере около 2,3 трлн тенге, что даёт прирост на 16%. Этот рост существенно выше роста налоговых и прочих доходов бюджета, не связанных с трансфертами из Национального фонда.

Напомню, что сейчас трансферты из Нацфонда составляют без малого 30% от доходов республиканского бюджета. 

По планам правительства, в ближайшие несколько лет рост бюджетных пенсионных расходов будет превышать рост бюджетных доходов, не включая трансферты из Нацфонда.

Это означает, что для финансирования растущих пенсионных выплат правительству надо будет всё больше залезать в нашу нефтяную заначку – Нацфонд, который был создан для будущих поколений, когда в Казахстане закончится нефть или сильно упадут цены на неё.

Важно отметить, что в последнее время из-за быстрого роста государственных расходов существенно увеличилось использование Нацфонда для финансирования госбюджета.

В результате, несмотря на сравнительно благоприятные цены на нефть, Нацфонд прекратил расти и правительство даёт негативный прогноз, в котором доля фонда по отношению к ВВП в ближайшие несколько лет будет уменьшаться, а это очень плохо.

Инвестиционный доход фонда по итогам семи месяцев 2019 составил 396,3 млрд … →

Если вдруг сейчас цены на нефть надолго упадут до уровня $40 за баррель, резко снизятся и поступления в Нацфонд.

В таких условиях при текущем уровне государственных расходов и использования Нацфонда уже через два года его размер значительно уменьшится.

В результате трансферты из Нацфонда в госбюджет прекратятся, и правительству будет невозможно полностью исполнять свои пенсионные обязательства.    

Проблемы накопительной пенсионной системы (ЕНПФ)

Накопительная пенсионная система в Казахстане начала работать 1 января 1998 года, когда казахстанцы начали отчислять 10% от доходов в виде обязательных пенсионных взносов.

Государственный накопительный пенсионный фонд (ГНПФ) был первым игроком на рынке пенсионных услуг. Позже стали появляться частные накопительные пенсионные фонды, и у казахстанцев появился выбор – кому доверять свои накопления.

К 2013 в Казахстане было 10 частных пенсионных фондов, и ГНПФ по своим размерам был далеко не самым крупным.

В 2013 на базе ГНПФ создается Единый накопительный пенсионный фонд (ЕНПФ), которому были переданы пенсионные активы всех частных накопительных пенсионных фондов. Создание единого игрока преобразовало рынок, но не повлияло на пенсионную систему в целом. В Казахстане сохранилась многоуровневая система, описанная в начале статьи.

По информации ЕНПФ, накопительная пенсионная система сейчас обеспечивает коэффициент замещения в 12,4%.

Актуарные расчёты ЕНПФ показывают, что для вкладчика, участвующего в НПС полный цикл (40 лет) с регулярными взносами (12 в год), коэффициент замещения составит в среднем 30%, что очень далеко от 70% в развитых странах.

Это означает, что при отсутствии реформ в накопительной пенсионной системе, если государство захочет достичь уровня развитых стран по пенсионному коэффициенту замещения, оно будет вынуждено оплачивать подавляющую часть каждой пенсии из государственного бюджета.

На сегодня регулярные пенсионные взносы 12 раз в год делают всего порядка 2,5 млн человек при 8,7 млн занятых.

То есть если такая доля вкладчиков с ежемесячными платежами не изменится в течение 40 лет, то лишь 29% вкладчиков смогут получить пенсию из ЕНПФ, равную 30% от их прежней заработной платы.

Остальные 71% вкладчиков будут иметь существенно более низкий коэффициент замещения, что означает сохранение крайне высокой нагрузки на государственный бюджет.

Принципы работы накопительной пенсионной системы в Казахстане были изначально поставлены более или менее в соответствии с международными стандартами. Однако в развитых странах аналогичные пенсионные системы могут давать пенсионный коэффициент замещения в 70%, а ЕНПФ в лучшем случае для регулярных вкладчиков даст только 30%. Почему это происходит?    

Причины проблем накопительной пенсионной системы

Существуют четыре причины крайне низкого пенсионного коэффициента замещения в ЕНПФ.

После выборов президента – крайне важного политического события – на первое… →

  • Первая из них – это низкий уровень вкладчиков, которые регулярно делают взносы в ЕНПФ. В Казахстане большая доля теневой экономики, где работники не делают взносов в ЕНПФ. Также граждане делятся на имеющих легальную работу и самозанятых, с неодинаковыми правами и социальными гарантиями. Помимо этого, легально работающие могут не работать какое-то время по различным причинам. Данный недостаток напрямую связан со структурными проблемами рынка труда и всей экономики в целом. 
  • Вторая причина заключается в том, что рост официального пенсионного возраста отстаёт от роста средней продолжительности жизни в стране. Здесь существует прямая зависимость – чем больше разница между пенсионным возрастом и продолжительностью жизни (то есть чем больше лет выплачивается пенсия), тем меньше пенсионный коэффициент замещения. По международным меркам Казахстан имеет сравнительно низкий пенсионный возраст для мужчин и – особенно – для женщин.
  • Третья причина низкого пенсионного коэффициента замещения – это сравнительно низкая ставка обязательных пенсионных взносов в ЕНПФ (10% от зарплаты). По международным меркам, при адекватном возрасте выхода на пенсию (как в развитых странах), чтобы достичь пенсионного коэффициента замещения на уровне 60%, необходим уровень взносов от зарплаты в районе 15%.
  • И, наконец, последняя причина – относительно низкая инвестиционная доходность пенсионных активов в Казахстане. Сначала эта проблема была в частных пенсионных фондах, а затем и в самом ЕНПФ. Такая ситуация имеет место по ряду причин. Прежде всего, это очень слабая развитость фондового рынка Казахстана. Также у частных пенсионных фондов были серьёзные проблемы с регулированием и надзором за ними. А в случае с ЕНПФ большой проблемой являются серьёзные конфликты интересов между собственником ЕНПФ (правительством) и его вкладчиками.

Продолжение следует

Источник: https://forbes.kz/process/expertise/otlojennaya_bednost_lish_kajdyiy_tretiy_kazahstanets_budet_poluchat_pensiyu_v_razmere_30_ot_svoey_zarplatyi/

Назначение и выплата пенсии на основании международных соглашений (договоров)

Казахстан размер пенсии

В настоящее время у Российской Федерации действует 20 международных соглашений с 24 странами. Чтобы получать пенсию в рамках международных соглашений (договоров), следует обращаться в компетентный орган страны проживания.

Международные соглашения, подписанные СССР

Страна

Название

Дата подписания

Чехословацкая Республика

Соглашение о социальном обеспечении

2 декабря 1959 года (в отношении Чешской Республики указанное Соглашение с 1 января 2009 года утратило силу по причине его денонсации чешской стороной в одностороннем порядке)

Румынская Народная Республика

Соглашение о сотрудничестве в области социального обеспечения

24 декабря 1960 года

Венгерская Народная Республика

Соглашение о сотрудничестве в области социального обеспечения

20 декабря 1962 года

Монгольская Народная Республика

Соглашение о сотрудничестве в области социального обеспечения

6 апреля 1981 года

Международные соглашения (договоры) в области пенсионного обеспечения, подписанные Россией, основанные на принципе территориальности

Страна

Название

Дата подписания

Особенности

Армения,

Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан и Украина

Соглашение о гарантиях прав граждан государств – участников СНГ в области пенсионного обеспечения

13 марта 1992 года

Пенсионное обеспечение граждан осуществляется по законодательству и за счет средств государства, на территории которого проживает гражданин. При этом учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории одной и/или другой страны.

При переселении с территории одной Договаривающейся Стороны на территорию другой Договаривающейся Стороны выплата назначенной пенсии может быть продолжена в случае отсутствия права на нее по законодательству государства нового места жительства на период до даты возникновения такого права.

Молдавия

Соглашение о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения

10 февраля 1995 года

Казахстан

Соглашение о гарантиях пенсионных прав жителей г. Байконура Республики Казахстан

27 апреля 1996 года

Грузия

Соглашение о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения

16 мая 1997 года

Литва

Соглашение о пенсионном обеспечении

29 июня 1999 года

Международные соглашения (договоры) в области пенсионного обеспечения, подписанные Россией, основанные на принципе пропорциональности

Страна

Название

Дата подписания

Особенности

Украина

Временное соглашение о гарантиях прав граждан, работавших в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в области пенсионного обеспечения

15 января 1993 года

Граждане Стран, проработавшие в районах Крайнего Севера либо в приравненных к районам Крайнего Севера, независимо от места их постоянного проживания на территории обоих государств имеют право на досрочную пенсию по старости. Выплата российской пенсии гражданам, проживающим на территории Украины, производится до возникновения права на пенсионное обеспечение по законодательству Украины.

Испания

Договор о социальном обеспечении

11 апреля 1994 года

Предусматривают распределение расходов на выплату пенсий в зависимости от величины пенсионных прав, приобретенных гражданами на территории стран. В этом случае Россия отвечает только за стаж, приобретенный на ее территории.

В отношениях с Белоруссией и Латвией  – с элементами территориальности в отношении стажа, приобретенного на территории СССР (за указанный стаж пенсия назначается государством проживания).

Белоруссия

Договор о сотрудничестве в области социального обеспечения

24 января 2006 года

Латвия

Договор о сотрудничестве в области социального обеспечения

18 декабря 2007 года

Болгария

Договор о социальном обеспечении

27 февраля 2009 года

Эстония

Договор о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения

14 июля 2011 года

Израиль

Договор в области социального обеспечения

6 июня 2016 года

Республика Сербия

Договор в области социального обеспечения

19 декабря 2017 года

Чехия

Договор о социальном обеспечении

8 декабря 2011 года

Источник: http://www.pfrf.ru/grazdanam/pensionres/pens_zagran/~533

ПраваСовет
Добавить комментарий