Комментарий к статье 61 17 федерального закона о несостоятельности банкротстве

Статья 223.

Комментарий к статье 61 17 федерального закона о несостоятельности банкротстве

1. К федеральным законам, предусмотренным ч. 1 комментируемой статьи, относятся следующие Законы: от 25 февраля 1999 г. N 40-ФЗ “О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций” , от 24 июня 1999 г. N 122-ФЗ “Об особенностях несостоятельности (банкротства) субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса” , от 26 октября 2002 г.

N 127-ФЗ “О несостоятельности (банкротстве)”. Кроме того, важное значение при рассмотрении дел о банкротстве имеют Постановление Пленума ВАС РФ от 8 апреля 2003 г. N 4 “О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Федерального закона “О несостоятельности (банкротстве)”, информационные письма Президиума ВАС РФ от 15 августа 2003 г.

N 74 “Об отдельных особенностях рассмотрения дел о несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций”, от 30 декабря 2004 г. N 86 “О правовом положении конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, заявивших свои требования после закрытия реестра требований кредиторов”, от 30 декабря 2004 г.

N 88 “О некоторых вопросах, связанных с утверждением и отстранением арбитражных управляющих”, от 26 июля 2005 г. N 93 “О некоторых вопросах, связанных с исчислением отдельных сроков по делам о банкротстве”, от 26 июля 2005 г.

N 94 “О порядке рассмотрения заявления должника о признании его банкротом при отсутствии у него имущества, достаточного для покрытия расходов по делу о банкротстве”, от 13 октября 2005 г. N 95 “О процессуальных последствиях смены места нахождения должника – юридического лица при рассмотрении дел о несостоятельности (банкротстве)”.

2. Особенности рассмотрения дел о банкротстве предусмотрены вышеуказанными нормативными правовыми актами и имеют место применительно к каждой из стадий банкротства.

Так, при подготовке дела о банкротстве судья должен совершить следующие действия: провести судебное заседание по проверке обоснованности требований заявителя к должнику (ст.

48 Закона о банкротстве); рассмотреть заявления, жалобы и ходатайства лиц, участвующих в деле о банкротстве; установить обоснованность требований кредиторов в порядке, определенном ст. 71 Закона о банкротстве (см. п. 2 ст. 50 Закона).

Кроме того, судья по ходатайству лиц, участвующих в деле о банкротстве, может назначить экспертизу в целях выявления признаков фиктивного или преднамеренного банкротства, принять меры для примирения сторон (п. 4 ст. 50 Закона о банкротстве).

Законом о банкротстве установлен специальный срок рассмотрения дел. Согласно ст. 51 дело о банкротстве должно быть рассмотрено в заседании арбитражного суда в срок, не превышающий семи месяцев с даты поступления заявления о признании должника банкротом в арбитражный суд.

Закон о банкротстве предусматривает особенности опубликования сведений о судебных актах, вынесенных арбитражным судом (ст. 54), основания принятия решения арбитражного суда об отказе в признании должника банкротом (ст.

55), последствия принятия арбитражным судом решения об отказе в признании должника банкротом (ст. 56), а также основания: прекращения производства по делу о банкротстве (ст. 57), приостановления производства по делу о банкротстве (ст.

58), распределения судебных расходов и расходов на выплату вознаграждения арбитражным управляющим (ст. 59), рассмотрения разногласий, заявлений, ходатайств и жалоб в деле о банкротстве (ст.

60), производства по пересмотру определений арбитражного суда, вынесенных по итогам рассмотрения разногласий в деле о банкротстве (ст. 61), и другие особенности, предусмотренные ч. 1 комментируемой статьи.

3. Часть 2 комментируемой статьи предусматривает коллегиальное рассмотрение дел, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом. Так, например, единолично принимается определение о введении наблюдения (п. 1 ст.

49 Закона о банкротстве), рассматриваются заявления и ходатайства арбитражного управляющего, в том числе о разногласиях, возникших между ним и кредиторами, а в случаях, предусмотренных настоящим Законом, – между ним и должником, жалобы кредиторов о нарушении их прав и законных интересов (п. 1 ст.

60 Закона о банкротстве), дела о банкротстве отсутствующего должника (п. 4 ст. 228 Закона о банкротстве).

В информационном письме Президиума ВАС РФ от 4 мая 2006 г.

N 108 “О некоторых вопросах, связанных с назначением, освобождением и отстранением арбитражных управляющих в делах о банкротстве” даются разъяснения относительно коллегиального или единоличного рассмотрения вопросов, затрагивающих правовой статус арбитражных управляющих в делах о банкротстве. Так, отстранение временного управляющего на основании п. 3 ст. 65, административного управляющего – на основании п. 5 ст. 83, внешнего управляющего – на основании п. 1 ст. 98, конкурсного управляющего – на основании п. 1 ст. 145 Закона о банкротстве осуществляется арбитражным судом в коллегиальном составе. В таком же порядке производится утверждение арбитражного управляющего вместо отстраненного или освобожденного арбитражным судом от исполнения своих обязанностей.

Заявление арбитражного управляющего о его освобождении от исполнения обязанностей временного управляющего, административного управляющего, внешнего управляющего, конкурсного управляющего рассматривается судьей единолично.

4. В ч. 3 настоящей статьи устанавливаются особенности обжалования определений, не являющихся судебными актами, которыми заканчивается рассмотрение дела по существу. Согласно п. 1 ст. 52 Закона о банкротстве по результатам рассмотрения дела о банкротстве арбитражный суд принимает один из следующих судебных актов:

– решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства;

– решение об отказе в признании должника банкротом;

– определение о введении финансового оздоровления;

– определение о введении внешнего управления;

– определение о прекращении производства по делу о банкротстве;

– определение об оставлении заявления о признании должника банкротом без рассмотрения;

– определение об утверждении мирового соглашения.

Поскольку указанные судебные акты принимаются судом по результатам рассмотрения дел о банкротстве, т.е. этими судебными актами дела о банкротстве заканчиваются по существу, к обжалованию таких судебных актов ч. 3 комментируемой статьи и ст. 61 Закона о банкротстве не применяются. Названные судебные акты пересматриваются по общим правилам разд. VI АПК РФ.

В порядке, предусмотренном ч. 3 комментируемой статьи, обжалуются определения, предусмотренные п. 1 ст. 61 Закона о банкротстве. При этом судам следует иметь в виду, что данная норма не препятствует дальнейшему пересмотру указанных определений в кассационном и надзорном порядке, а также по вновь открывшимся обстоятельствам.

Иные определения арбитражного суда, которые приняты в рамках дела о банкротстве, но не предусмотрены АПК РФ и в отношении которых не установлено, что они подлежат обжалованию, могут быть обжалованы в апелляционном порядке в течение 14 дней со дня их вынесения.

По результатам рассмотрения жалобы суд апелляционной инстанции в течение 14 дней принимает постановление, которое является окончательным (п. 3 ст. 61 Закона о банкротстве).

В таком же порядке в силу прямого указания настоящего Закона обжалуются: определение о признании недействительным решения собрания кредиторов или об отказе в признании недействительным решения собрания кредиторов (п. 5 ст.

15 Закона о банкротстве); определение о продлении срока внешнего управления (п. 2 ст. 93 Закона о банкротстве); определение о продлении срока конкурсного производства (п. 3 ст. 124 Закона о банкротстве).

По смыслу п. 2 ст.

61 Закона о банкротстве при обжаловании определений, устанавливающих размер требований кредиторов, арбитражный суд, вынесший определение, направляет в вышестоящие судебные инстанции в порядке, предусмотренном АПК РФ, только те материалы дела о банкротстве, которые непосредственно относятся к спору должника и кредитора (кредиторов) об установлении обоснованности, размера и очередности требований.

Такой же порядок применяется в случаях обжалования: определения о признании недействительным решения собрания конкурсных кредиторов или об отказе в признании недействительным решения собрания кредиторов (п. 5 ст.

15 Закона о банкротстве); определения о рассмотрении спора между лицами, предоставившими обеспечение исполнения должником обязательств в соответствии с графиком погашения задолженности, и административным управляющим, конкурсными кредиторами, уполномоченными органами (п. 5 ст.

89 Закона о банкротстве); определения о признании недействительным полностью или частично плана внешнего управления (п. 6 ст. 107 Закона о банкротстве); определения о разрешении разногласий о порядке, сроках и условиях продажи имущества должника (п. 2 ст.

139 Закона о банкротстве); определения о разрешении разногласий по вопросу согласования порядка продажи прав требования должника (п. 3 ст.

140 Закона о банкротстве); определения о понуждении органа местного самоуправления к принятию имущества, которое предлагалось к продаже, но не было продано и о правах на которое не было заявлено учредителями (участниками) должника или собственником имущества должника – унитарного предприятия (п. 3 ст. 148 Закона о банкротстве) .

Источник: https://bazanpa.ru/apk/razdel4/glava28/statya223/

Статья 61.17. Распоряжение правом требования о привлечении к субсидиарной ответственности

Комментарий к статье 61 17 федерального закона о несостоятельности банкротстве

1. В течение пяти рабочих дней со дня принятия судебного акта о доказанности наличия оснований для привлечения контролирующих должника лиц к субсидиарной ответственности, вынесенного в соответствии с пунктами 7 и 8 статьи 61.

16 настоящего Федерального закона, или судебного акта о привлечении к субсидиарной ответственности, вынесенного в соответствии с пунктом 13 статьи 61.

16 настоящего Федерального закона, арбитражный управляющий сообщает кредиторам о праве выбрать способ распоряжения правом требования о привлечении к субсидиарной ответственности.

Указанное сообщение включается в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве.

2. В течение десяти рабочих дней со дня направления сообщения, предусмотренного пунктом 1 настоящей статьи, каждый кредитор, в интересах которого лицо привлекается к субсидиарной ответственности, вправе направить арбитражному управляющему заявление о выборе одного из следующих способов распоряжения правом требования о привлечении к субсидиарной ответственности:

1) взыскание задолженности по этому требованию в рамках процедуры, применяемой в деле о банкротстве;

2) продажа этого требования по правилам пункта 2 статьи 140 настоящего Федерального закона;

3) уступка кредитору части этого требования в размере требования кредитора.

3.

По истечении двадцати рабочих дней со дня направления сообщения, предусмотренного пунктом 1 настоящей статьи, арбитражный управляющий составляет и направляет в арбитражный суд отчет о результатах выбора кредиторами способа распоряжения правом требования о привлечении к ответственности, в котором указываются сведения о выборе, сделанном каждым кредитором, размере и об очередности погашения его требования.

Кредитор, от которого к указанному сроку не будет получено заявление, считается выбравшим способ, предусмотренный подпунктом 2 пункта 2 настоящей статьи.

4. На основании отчета арбитражного управляющего, предусмотренного пунктом 3 настоящей статьи, арбитражный суд после истечения срока на подачу апелляционной жалобы или принятия судом апелляционной инстанции соответствующего судебного акта о привлечении к субсидиарной ответственности:

1) производит замену взыскателя в части соответствующей суммы на кредиторов, выбравших способ, предусмотренный подпунктом 3 пункта 2 настоящей статьи, и выдает на имя каждого такого кредитора как взыскателя исполнительный лист с указанием размера и очередности погашения его требования в соответствии со статьей 134 настоящего Федерального закона;

2) выдает исполнительный лист на имя должника по делу о банкротстве как взыскателя на оставшуюся сумму.

5.

В случае, если сумма требований кредиторов, выбравших способ, предусмотренный подпунктом 1 пункта 2 настоящей статьи, превышает сумму требований кредиторов, выбравших способ, предусмотренный подпунктом 2 пункта 2 настоящей статьи, арбитражный управляющий осуществляет взыскание задолженности по требованию по привлечению к субсидиарной ответственности в рамках процедуры, применяемой в деле о банкротстве. Голоса кредиторов, заинтересованных по отношению к должнику или контролирующему должника лицу, не учитываются. В противном случае арбитражный управляющий созывает собрание кредиторов для утверждения порядка продажи оставшегося права требования о привлечении к субсидиарной ответственности.

Кредиторы, избравшие способ, предусмотренный подпунктом 3 пункта 2 настоящей статьи, не имеют права голоса на указанном собрании кредиторов.

6. К кредитору, который выбрал способ, предусмотренный подпунктом 3 пункта 2 настоящей статьи, с момента вынесения арбитражным судом определения о замене на него взыскателя переходит часть требования о привлечении к ответственности, равная размеру требования этого кредитора к должнику.

Такой переход не уменьшает размер требования этого кредитора к должнику, лицу, предоставившему обеспечение, иным лицам, к которым может быть предъявлено требование в соответствии с настоящей главой.

В случае полного или частичного удовлетворения требования кредитора лицом, привлеченным к ответственности, в соответствующей сумме уменьшается размер требования этого кредитора к должнику, лицу, предоставившему обеспечение, иным лицам, к которым может быть предъявлено требование в соответствии с настоящей главой.

7. Правила настоящей статьи не применяются к делам о банкротстве лиц, особенности банкротства которых регулируются параграфами 4, 4.1 и 7 главы IX настоящего Федерального закона.

В таких делах суммы по требованиям о привлечении к ответственности подлежат взысканию в рамках дела о банкротстве или права требования подлежат реализации по правилам статьи 140 настоящего Федерального закона.

Источник: http://zakonobankrotstverf.ru/glava-3-2/statya-61-17

ПраваСовет
Добавить комментарий