Квалификационный экзамен государственных гражданских служащих

Указ о квалификационном экзамене

Квалификационный экзамен государственных гражданских служащих

В соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ “О государственной гражданской службе Российской Федерации” постановляю:

1. Утвердить прилагаемое Положение о порядке сдачи квалификационного экзамена государственными гражданскими служащими Российской Федерации и оценки их знаний, навыков и умений (профессионального уровня).

2. Правительству Российской Федерации обеспечить финансирование расходов, связанных с проведением квалификационных экзаменов федеральных государственных гражданских служащих, в пределах средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание федеральных государственных органов или их аппаратов.

3.

Установить, что расходы, связанные с проведением квалификационных экзаменов государственных гражданских служащих субъектов Российской Федерации, осуществляются в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации.

4. Настоящий Указ вступает в силу с 1 февраля 2005 г.

Президент Российской Федерации
В. Путин

Положение о порядке сдачи квалификационного экзамена государственными гражданскими служащими Российской Федерации и оценки их знаний, навыков и умений (профессионального уровня)

1. Настоящим Положением в соответствии со статьей 49 Федерального закона от 27 июля 2004 г.

N 79-ФЗ “О государственной гражданской службе Российской Федерации” определяется порядок сдачи квалификационного экзамена государственными гражданскими служащими Российской Федерации (далее – гражданские служащие), замещающими должности государственной гражданской службы Российской Федерации (далее – должности гражданской службы) в федеральном государственном органе, государственном органе субъекта Российской Федерации или их аппаратах (далее – государственный орган), а также порядок оценки знаний, навыков и умений (профессионального уровня) гражданских служащих.

2. Квалификационный экзамен сдают гражданские служащие, замещающие без ограничения срока полномочий:

а) должности гражданской службы категорий “специалисты” и “обеспечивающие специалисты”;

б) должности гражданской службы категории “руководители”, относящиеся к главной и ведущей группам должностей гражданской службы,

3.

Гражданские служащие, замещающие без ограничения срока полномочий должности гражданской службы категории “руководители”, относящиеся к высшей группе должностей гражданской службы, сдают квалификационный экзамен по решению представителя нанимателя в лице руководителя государственного органа или представителя этого руководителя, осуществляющих полномочия представителя нанимателя от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации (далее – представитель нанимателя).

4. Квалификационный экзамен проводится:

а) при решении вопроса о присвоении гражданскому служащему, не имеющему классного чина государственной гражданской службы Российской Федерации (далее – классный чин), первого классного чина по замещаемой должности гражданской службы;

б) при решении вопроса о присвоении гражданскому служащему очередного классного чина по замещаемой должности гражданской службы, который присваивается гражданскому служащему по истечении срока, установленного для прохождения гражданской службы в предыдущем классном чине, и при условии, что он замещает должность гражданской службы, для которой предусмотрен классный чин, равный или более высокий, чем классный чин, присваиваемый гражданскому служащему;

в) при решении вопроса о присвоении гражданскому служащему классного чина после назначения его на более высокую должность гражданской службы, если для этой должности предусмотрен более высокий классный чин, чем тот, который имеет гражданский служащий.

5. В случаях, предусмотренных подпунктами “а” и “в” пункта 4 настоящего Положения, квалификационный экзамен проводится после успешного завершения испытания, а если испытание гражданскому служащему не устанавливалось, то не ранее чем через три месяца после назначения гражданского служащего на должность гражданской службы.

6. Квалификационный экзамен проводится по решению представителя нанимателя, которое он принимает по собственной инициативе или по инициативе гражданского служащего.

7. Квалификационный экзамен проводится по решению представителя нанимателя по мере необходимости, но не чаще одного раза в год и не реже одного раза в три года.

Квалификационный экзамен, проводимый по инициативе гражданского служащего, считается внеочередным и проводится не позднее чем через три месяца после дня подачи гражданским служащим письменного заявления о присвоении классного чина.

8. Квалификационный экзамен проводится конкурсной или аттестационной комиссией в порядке, установленном для проведения заседаний конкурсной или аттестационной комиссии (далее – комиссия).

9. В решении представителя нанимателя о проведении квалификационного экзамена указываются:

а) дата и время проведения квалификационного экзамена;

б) список гражданских служащих, которые должны сдавать квалификационный экзамен;

в) перечень документов, необходимых для проведения квалификационного экзамена.

10. Решение о предстоящей сдаче квалификационного экзамена доводится до сведения гражданского служащего не позднее чем за месяц до его проведения.

11. Не позднее чем за месяц до проведения квалификационного экзамена непосредственный руководитель гражданского служащего направляет в комиссию отзыв об уровне знаний, навыков и умений (профессиональном уровне) гражданского служащего и о возможности присвоения ему классного чина.

12. Гражданский служащий должен быть ознакомлен с отзывом, указанным в пункте 11 настоящего Положения, не менее чем за две недели до проведения квалификационного экзамена.

Гражданский служащий вправе представить в комиссию заявление о своем несогласии с указанным отзывом.

13.

При проведении квалификационного экзамена комиссия оценивает знания, навыки и умения (профессиональный уровень) гражданских служащих в соответствии с требованиями должностных регламентов гражданских служащих, сложностью и ответственностью работы, выполняемой гражданскими служащими, на основе экзаменационных процедур с использованием не противоречащих федеральным законам и другим нормативным правовым актам Российской Федерации методов оценки профессиональных качеств гражданских служащих, включая индивидуальное собеседование и тестирование по вопросам, связанным с выполнением должностных обязанностей по замещаемой должности гражданской службы.

14. Решение о результате квалификационного экзамена выносится комиссией в отсутствие гражданского служащего и его непосредственного руководителя открытым анием простым большинством присутствующих на заседании членов комиссии. При равенстве гражданский служащий признается сдавшим квалификационный экзамен.

15. По результатам квалификационного экзамена в отношении гражданского служащего комиссией выносится одно из следующих решений:

а) признать, что гражданский служащий сдал квалификационный экзамен, и рекомендовать его для присвоения классного чина;

б) признать, что гражданский служащий не сдал квалификационный экзамен.

16. Результат квалификационного экзамена заносится в экзаменационный лист гражданского служащего, составленный по форме согласно приложению. Экзаменационный лист подписывается председателем, заместителем председателя, секретарем и членами комиссии, присутствовавшими на заседании.

Гражданский служащий знакомится с экзаменационным листом под расписку.

Экзаменационный лист гражданского служащего и отзыв об уровне его знаний, навыков и умений (профессиональном уровне) и о возможности присвоения ему классного чина хранятся в личном деле гражданского служащего.

17. Результаты квалификационного экзамена направляются представителю нанимателя не позднее чем через семь дней после его проведения.

18.

На основании результатов квалификационного экзамена представитель нанимателя либо принимает решение о присвоении в установленном порядке классного чина гражданскому служащему, сдавшему квалификационный экзамен, либо направляет представление о присвоении указанному гражданскому служащему классного чина в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о государственной гражданской службе.

19. Гражданский служащий, не сдавший квалификационный экзамен, может выступить с инициативой о проведении повторного квалификационного экзамена не ранее чем через шесть месяцев после проведения данного экзамена.

20. Гражданский служащий вправе обжаловать результаты квалификационного экзамена в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Источник: https://rg.ru/2005/02/03/kvalifikacia-dok.html

Квалификационный экзамен государственного гражданского служащего

Квалификационный экзамен государственных гражданских служащих

Процедурасдачи квалификационного экзаменагосударственного гражданского служащегорегламентируется:

         ст.49 Федерального закона от 27 июля 2004 г. №79-ФЗ «О государственной гражданскойслужбе Российской Федерации»;

         УказомПрезидента РФ от 1 февраля 2005 г. № 111 «Опорядке сдачи квалификационного экзаменагосударственными гражданскими служащимиРоссийской Федерации и оценки их знаний,навыков и умений (профессиональногоуровня)». 

Цельюпроведения квалификационногоэкзамена является:

         решениевопроса о присвоении классного чинагражданскому служащему, не имеющемуклассного чина государственнойгражданской службы Российской Федерации;

         решение  вопросао присвоении гражданскому служащемуочередного классного чина по замещаемойдолжности гражданской службы, которыйприсваивается гражданскому служащемупо истечении срока, установленного дляпрохождения гражданской службы впредыдущем классном чине, и при условии,что он замещает должность гражданскойслужбы, для которой предусмотрен классныйчин, равный или более высокий, чемклассный чин, присваиваемый гражданскомуслужащему;

         прирешении вопроса о присвоении гражданскомуслужащему классного чина после назначенияего на более высокую должность гражданскойслужбы, если для этой должностипредусмотрен более высокий классныйчин, чем тот, который име­ет гражданскийслужащий.

Срокипроведения квалификационного экзамена

Квалификационныйэкзамен проводится по решению представителянанимателя помере необходимости, но не чаще одногораза в год и не реже одного раза в тригода.Чаще, чем один раз в год, квалификационныйэкзамен может проводиться только поинициативе самого гражданского служащего.

В этом случае гражданский служащийобращается к представителю нанимателяс заявлением о присвоении ему классногочина гражданской службы.

Квалификационныйэкзамен, проводимый по инициативегражданского служащего, считается внеочередным ипроводится не позднее чем черезтри месяца последня подачи гражданским служащимписьменного заявления о присвоенииклассного чина.

Требованияк порядку проведения квалификационногоэкзамена

1. Решениепредставителя нанимателя о предстоящейсдаче квалификационного экзаменадоводится до сведения гражданскогослужащего непозднее чем за месяц доего проведения.

2.

 Непозднее чем за месяц допроведения квалификационного экзаменанепосредственный руководительгражданского служащего направляет вкомиссию отзыв обуровне знаний, навыков и умений(профессиональном уровне) гражданскогослужащего и о возможности присвоенияему классного чина. Гражданский служащийдолжен быть ознакомлен с отзывом не менеечем за две недели допроведения квалификационного экзамена.Гражданский служащий вправе представитьв комиссию заявление о своем несогласиис указанным отзывом.

3.

 Припроведении квалификационного экзаменакомиссия оценивает знания, навыки иумения (профессиональный уровень)гражданских служащих в соответствии стребованиями должностных регламентовгражданских служащих, сложностью иответственностью работы, выполняемойгражданскими служащими, на основеэкзаменационных процедур с использованиемне противоречащих федеральным законами другим нормативным правовым актамРоссийской Федерации методов оценкипрофессиональных качеств гражданскихслужащих, включая индивидуальноесобеседование и тестирование по вопросам,связанным с выполнением должностныхобязанностей по замещаемой должностигражданской службы.

Решениео результате квалификационного экзаменавыносит­ся комиссией вотсутствие гражданского служащего иего непосредственного руководителяоткрытыманием простым большинством присутствующих на заседаниичленов комиссии. При равенстве гражданский служащий признается сдавшимквалификационный экзамен.

Порезультатам квалификационного экзаменав отношений гражданского служащегокомиссией выносится одно изследующих решений:

         признать,что гражданский служащий сдалквалификационный экзамен, и рекомендоватьего для присвоения классного чина;

         признать,что гражданский служащий не сдалквалификационный экзамен.

4) Результатквалификационного экзамена заноситсяв экзаме­национныйлист гражданскогослужащего. Экзаменационный листподписывается председателем, заместителемпредседателя, секретарем и членамикомиссии, присутствовавшими на заседании.

Гражданскийслужащий знакомится с экзаменационнымлистом подрасписку.

5) Результатыквалификационного экзамена направляютсяпредставителю нанимателя не позднеечем черезсемь дней послеего проведения. Рекомендации аттестационнойкомиссии по результатам го­сударственногоквалификационного экзамена служатоснованием для принятия представителемнанимателя решения о присво­ениигражданскому служащему классного чина.

6) Гражданскийслужащий, не сдавший квалификационныйэкзамен, может выступить с инициативойо проведении повторного квалификационногоэкзамена не ранее чем черезшесть месяцев послепроведения данного экзамена.

Источник: https://studfile.net/preview/2441129/page:17/

Аттестация и квалификационный экзамен

Квалификационный экзамен государственных гражданских служащих

Аттестация проводится в целях определения соответствия гражданского служащего замещаемой должности гражданской службы на основе оценки его профессиональной служебной деятельности.

Аттестация призвана способствовать формированию кадрового состава государственной гражданской службы Российской Федерации, повышению профессионального уровня гражданских служащих, решению вопросов, связанных с определением преимущественного права на замещение должности гражданской службы при сокращении должностей гражданской службы в государственном органе, а также вопросов, связанных с изменением условий оплаты труда гражданских служащих.

Аттестации не подлежат гражданские служащие:

а) проработавшие в занимаемой должности гражданской службы менее одного года;

б) достигшие возраста 60 лет;

в) беременные женщины;

г) находящиеся в отпуске по беременности и родам и в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. Аттестация указанных гражданских служащих возможна не ранее чем через год после выхода из отпуска;

д) замещающие должности гражданской службы категорий “руководители” и “помощники (советники)”, с которыми заключен срочный служебный контракт (за исключением гражданских служащих, замещающих отдельные должности гражданской службы, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации, необходимость аттестации которых предусмотрена соответственно указом Президента Российской Федерации или постановлением Правительства Российской Федерации);

е) в течение года со дня сдачи квалификационного экзамена.

Аттестация гражданского служащего проводится один раз в три года.

При проведении аттестации могут использоваться следующие методы оценки гражданского служащего:

1) тестовое задание;

2) индивидуальное собеседование;

3) иные не противоречащие законодательству Российской Федерации и Ненецкого автономного округа методы оценки, позволяющие определить соответствие гражданского служащего квалификационным требованиям по замещаемой им должности гражданской службы.

Аттестация проводится с приглашением аттестуемого гражданского служащего на заседание аттестационной комиссии.

По результатам аттестации гражданского служащего аттестационной комиссией принимается одно из следующих решений:

1) соответствует замещаемой должности гражданской службы;

2) соответствует замещаемой должности гражданской службы и рекомендуется к включению в кадровый резерв для замещения вакантной должности гражданской службы в порядке должностного роста;

3) соответствует замещаемой должности гражданской службы при условии получения дополнительного профессионального образования;

4) не соответствует замещаемой должности гражданской службы.

Квалификационный экзамен проводится:

а) при решении вопроса о присвоении гражданскому служащему, не имеющему классного чина государственной гражданской службы Российской Федерации (далее – классный чин), первого классного чина по замещаемой должности гражданской службы;

б) при решении вопроса о присвоении гражданскому служащему очередного классного чина по замещаемой должности гражданской службы, который присваивается гражданскому служащему по истечении срока, установленного для прохождения гражданской службы в предыдущем классном чине, и при условии, что он замещает должность гражданской службы, для которой предусмотрен классный чин, равный или более высокий, чем классный чин, присваиваемый гражданскому служащему;

в) при решении вопроса о присвоении гражданскому служащему классного чина после назначения его на более высокую должность гражданской службы, если для этой должности предусмотрен более высокий классный чин, чем тот, который имеет гражданский служащий.

Квалификационный экзамен сдают гражданские служащие, с которыми заключены срочные служебные контракты, за исключением гражданских служащих, замещающих:

а) должности гражданской службы категории “руководители”, относящиеся к высшей группе должностей гражданской службы;

б) должности гражданской службы категории “помощники (советники)”, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом Российской Федерации;

в) должности гражданской службы, относящиеся к главной группе должностей гражданской службы, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Правительством Российской Федерации.

При проведении квалификационного экзамена могут использоваться следующие экзаменационные процедуры:

1) тестовое задание;

2) индивидуальное собеседование;

3) иные методы оценки профессиональных качеств, не противоречащие законодательству Российской Федерации и Ненецкого автономного округа.

По результатам квалификационного экзамена в отношении гражданского служащего аттестационной комиссией выносится одно из следующих решений:

1) признать, что гражданский служащий сдал квалификационный экзамен, и рекомендовать его для присвоения классного чина;

2) признать, что гражданский служащий не сдал квалификационный экзамен.

Источник: http://kadr.adm-nao.ru/attestaciya-i-kvalifikacionnyj-ekzamen/

Приложение. Порядок сдачи квалификационного экзамена государственными гражданскими служащими Федерального агентства по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству

Квалификационный экзамен государственных гражданских служащих

1.1. Порядок сдачи квалификационного экзамена государственными гражданскими служащими Федерального агентства по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству (далее – Порядок) разработан в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2004 г.

N 79-ФЗ “О государственной гражданской службе Российской Федерации” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 31, ст. 3215; 2006, N 6, ст. 636; 2007, N 10, ст. 1151, N 16, ст. 1828, N 49, ст. 6070; 2008, N 13, ст. 1186, N 30 (ч. 2), ст. 3616, N 52 (ч. 1), ст. 6235; 2009, N 29, ст.

 3597, 3624), Положением о порядке сдачи квалификационного экзамена государственными гражданскими служащими Российской Федерации и оценки их знаний, навыков и умений (профессионального уровня), утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 1 февраля 2005 г. N 111 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 6, ст.

 438) (далее – Положение о порядке сдачи квалификационного экзамена), Положением о порядке присвоения и сохранения классных чинов государственной гражданской службы Российской Федерации федеральным государственным гражданским служащим, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 1 февраля 2005 г. N 113 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 6, ст.

 440; 2006, N 31 (ч. 1), ст.

 3459), и устанавливает порядок сдачи квалификационного экзамена государственными гражданскими служащими Российской Федерации (далее – гражданские служащие), замещающими должности государственной гражданской службы Российской Федерации (далее – гражданская служба) в Федеральном агентстве по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству (далее – Россотрудничество), а также порядок оценки знаний, навыков и умений (профессионального уровня) гражданских служащих.

1.2. Квалификационный экзамен сдают гражданские служащие, замещающие без ограничения срока полномочий:

1) должности гражданской службы категорий “специалисты” и “обеспечивающие специалисты”;

2) должности гражданской службы категории “руководители”, относящиеся к главной и ведущей группам должностей гражданской службы.

Гражданские служащие, замещающие без ограничения срока полномочий должности гражданской службы категории “руководители”, относящиеся к высшей группе должностей гражданской службы, сдают квалификационный экзамен по решению руководителя Россотрудничества.

1.3. Квалификационный экзамен проводится:

1) при решении вопроса о присвоении гражданскому служащему, не имеющему классного чина гражданской службы (далее – классный чин), первого классного чина по замещаемой должности гражданской службы;

2) при решении вопроса о присвоении гражданскому служащему очередного классного чина по замещаемой должности гражданской службы, который присваивается гражданскому служащему по истечении срока, установленного для прохождения гражданской службы в предыдущем классном чине, и при условии, что он замещает должность гражданской службы, для которой предусмотрен классный чин, равный или более высокий, чем классный чин, присваиваемый гражданскому служащему;

3) при решении вопроса о присвоении гражданскому служащему классного чина после назначения его на более высокую должность гражданской службы, если для этой должности предусмотрен более высокий классный чин, чем тот, который имеет гражданский служащий.

1.4. В случаях, предусмотренных подпунктами 1 и 3 пункта 1.3 настоящего Порядка, квалификационный экзамен проводится после успешного завершения испытания, а если испытание гражданскому служащему не устанавливалось, то не ранее чем через три месяца после назначения гражданского служащего на должность гражданской службы.

1.5. Квалификационный экзамен проводится по решению руководителя Россотрудничества, которое он принимает по своей инициативе по мере необходимости, но не чаще одного раза в год и не реже одного раза в три года или по инициативе гражданского служащего.

Квалификационный экзамен, проводимый по инициативе гражданского служащего, считается внеочередным и проводится не позднее чем через три месяца после дня подачи гражданским служащим письменного заявления о присвоении классного чина.

Источник: https://base.garant.ru/196612/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/

Приложение. Порядок работы аттестационной комиссии и порядок сдачи квалификационного экзамена федеральными государственными гражданскими служащими центрального аппарата Федерального агентства по делам молодежи

Квалификационный экзамен государственных гражданских служащих

Приложение

Порядокработы аттестационной комиссии и порядок сдачи квалификационного экзамена федеральными государственными гражданскими служащими центрального аппарата Федерального агентства по делам молодежи

(утв. распоряжением Федерального агентства по делам молодежи от 10 марта 2009 г. N 15-р)

1. Квалификационный экзамен государственных гражданских служащих центрального аппарата Федерального агентства по делам молодежи (далее – квалификационный экзамен) проводится при решении вопроса о присвоении государственному гражданскому служащему Федерального агентства по делам молодежи классного чина государственной гражданской службы Российской Федерации (далее – классный чин).

2. Квалификационный экзамен проводится аттестационной комиссией, которая самостоятельно определяет сроки и порядок организации своей работы.

Основной формой деятельности комиссии являются заседания. О месте, дате и времени проведения заседания комиссии ее члены уведомляются секретарем комиссии.

Заседание комиссии считается правомочным, если на нем присутствуют не менее двух третей от общего числа ее членов.

Решения комиссии принимаются открытым анием простым большинством , присутствующих на заседании. В случае равенства принятым считается решение, за которое проал председатель комиссии.

Решения комиссии оформляются протоколами, которые подписываются председателем комиссии или его заместителем и секретарем комиссии.

Член комиссии, не согласный с принятым решением, имеет право в письменном виде изложить свое особое мнение, которое прилагается к протоколу заседания комиссии.

3. Квалификационный экзамен проводится по решению руководителя Федерального агентства по делам молодежи (далее – Руководитель), которое он принимает по собственной инициативе или по инициативе гражданского служащего Федерального агентства по делам молодежи.

Квалификационный экзамен проводится по инициативе Руководителя по мере необходимости, но не чаще одного раза в год и не реже одного раза в три года.

Квалификационный экзамен, проводимый по инициативе гражданского служащего, считается внеочередным и проводится не позднее чем через три месяца после дня подачи гражданским служащим письменного заявления о присвоении классного чина.

4. Первый классный чин присваивается федеральному гражданскому служащему после успешного завершения испытания, а если испытание не устанавливалось, то не ранее чем через три месяца после назначения федерального гражданского служащего на должность гражданской службы.

5. Отдел кадров, государственной службы и наград Управления делами Федерального агентства по делам молодежи готовит проект приказа о проведении квалификационного экзамена, в котором указываются:

а) дата и время проведения квалификационного экзамена;

б) список гражданских служащих Федерального агентства по делам молодежи, которые должны сдавать квалификационный экзамен;

в) перечень документов, необходимых для проведения квалификационного экзамена.

6. Приказ Федерального агентства по делам молодежи о предстоящей сдаче квалификационного экзамена не позднее чем за месяц до его проведения направляется в установленном порядке руководителям структурных подразделений Федерального агентства по делам молодежи для ознакомления под роспись экзаменуемых гражданских служащих.

7. Не позднее чем за месяц до проведения квалификационного экзамена, непосредственный руководитель гражданского служащего Федерального агентства по делам молодежи направляет в аттестационную комиссию отзыв об уровне знаний, навыков и умений (профессиональном уровне) гражданского служащего, представляемого к сдаче квалификационного экзамена, и о возможности присвоения ему классного чина.

Указанный отзыв в комиссию представляют:

– на руководителей структурных подразделений Федерального агентства по делам молодежи – начальники управлений Федерального агентства по делам молодежи;

– на других гражданских служащих – соответствующий руководитель структурного подразделения Федерального агентства по делам молодежи.

8. Гражданский служащий не менее чем за две недели до проведения квалификационного экзамена должен быть ознакомлен с указанным отзывом под роспись.

9. Гражданский служащий вправе представить в аттестационную комиссию заявление о своем несогласии с представленным отзывом.

10. В случае невозможности присутствия на заседании отдельных членов комиссии либо гражданских служащих, которые должны сдавать квалификационный экзамен, или приглашенных на заседание указанные лица обязаны заблаговременно сообщить об этом секретарю комиссии.

11.

При проведении квалификационного экзамена комиссия оценивает знания, навыки и умения (профессиональный уровень) гражданских служащих в соответствии с требованиями должностных регламентов гражданских служащих, сложностью и ответственностью работы, выполняемой гражданскими служащими, на основе экзаменационных процедур с использованием не противоречащих федеральным законам и другим нормативным правовым актам Российской Федерации методов оценки профессиональных качеств гражданских служащих, включая индивидуальное собеседование и тестирование по вопросам, связанным с выполнением должностных обязанностей по замещаемой должности гражданской службы.

12. Решение о результате квалификационного экзамена выносится комиссией в отсутствие гражданского служащего и его непосредственного руководителя открытым анием простым большинством присутствующих на заседании членов комиссии. При равенстве гражданский служащий Федерального агентства по делам молодежи признается сдавшим квалификационный экзамен.

13. По результатам ания аттестационной комиссией выносится одно из следующих решений:

а) признать, что гражданский служащий сдал квалификационный экзамен, и рекомендовать его для присвоения классного чина;

б) признать, что гражданский служащий не сдал квалификационный экзамен.

14. Результат квалификационного экзамена заносится в экзаменационный лист гражданского служащего. Экзаменационный лист подписывается председателем, заместителем председателя, секретарем и членами аттестационной комиссии, присутствующими на заседании.

15. Гражданский служащий знакомится с экзаменационным листом под расписку.

В случае отказа гражданского служащего от росписи об ознакомлении в экзаменационном листе об этом делается соответствующая запись, которая заверяется председателем и секретарем аттестационной комиссии.

Экзаменационный лист гражданского служащего и отзыв об уровне его знаний, навыков и умений (профессиональном уровне) и о возможности присвоения ему классного чина хранятся в личном деле гражданского служащего.

16. Результаты квалификационного экзамена направляются Руководителю не позднее чем через семь дней после его проведения.

17. Рекомендации аттестационной комиссии по результатам квалификационного экзамена служат основанием для принятия Руководителем решения о присвоении классного чина.

18.

На основании результатов квалификационного экзамена Руководитель Федерального агентства по делам молодежи либо принимает решение о присвоении в установленном порядке классного чина гражданскому служащему, сдавшему квалификационный экзамен, либо направляет представление о присвоении указанному гражданскому служащему классного чина в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о государственной гражданской службе.

19. Со дня присвоения гражданскому служащему Федерального агентства по делам молодежи классного чина ему устанавливается месячный оклад в соответствии с присвоенным классным чином и исчисляется срок гражданской службы в присвоенном классном чине.

20. Присвоенный классный чин сохраняется за федеральным гражданским служащим при освобождении от замещаемой должности гражданской службы и увольнении с гражданской службы (в том числе в связи с выходом на пенсию), а также при поступлении на гражданскую службу вновь.

21. Гражданский служащий, не сдавший квалификационный экзамен, может выступить с инициативой о проведении повторного квалификационного экзамена не ранее чем через шесть месяцев после проведения данного экзамена.

22. Гражданский служащий вправе обжаловать результаты квалификационного экзамена в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Источник: https://base.garant.ru/195301/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/

Квалификационный экзамен в кадровой работе государственных органов: рекомендации по применению. И.Марченко

Квалификационный экзамен государственных гражданских служащих

Федеральный закон “О государственной гражданской службе РФ” – ст. 49. Квалификационный экзамен лишь в общем плане определяет и поясняет задачу применения квалификационного экзамена:

– во-первых, квалификационному экзамену подвергаются только гражданские служащие категорий “специалист” и “обеспечивающий специалист”, если они замещают свои должности без ограничения срока полномочий; этот экзамен могут сдавать гражданские служащие категорий “руководители” в случаях, определенных Президентом РФ (пока такие случаи не определены);

– во-вторых, целью квалификационного экзамена является решение вопроса о присвоении служащему классного чина гражданской службы по замещаемой должности, и делается это по мере необходимости, но не чаще одного раза в год и не реже одного раза в три года; возможен внеочередной экзамен, который может проводиться по инициативе самого гражданского служащего не позднее чем через три месяца после подачи им письменного заявления на присвоение классного чина;

– в-третьих, квалификационный экзамен должен проводиться по установленной форме, при этом оценке подлежат знания, навыки и умения, то есть профессионализм гражданского служащего, при этом проведение экзамена осуществляет конкурсная или аттестационная комиссия, призванная действовать в соответствии с Положением о порядке сдачи квалификационного экзамена.

Ясно, что нормативная база, регулирующая отношения в части применения квалификационного экзамена, только складывается.

Что же касается научных и прикладных разработок по данному вопросу, то следует заметить, что имеющиеся заделы не отличаются конкретностью, четкостью и ясностью позиций, пригодных для широкого применения квалифицированных методик попросту нет. Поэтому целью настоящей статьи является прежде всего восполнение пробела в данной области знаний.

Что касается суждения по поводу сущностной характеристики термина “квалификационный экзамен”, то следует иметь в виду одно важное обстоятельство методологического плана: квалификационный экзамен необходимо отличать (точнее – отграничивать) от иных схожих социально-правовых явлений, имеющих место в практике кадровой работы в государственных органах, к примеру, от той же аттестации как формы проверки профессионализма кадров или от проведения квалификационных экзаменов на аттестат (диплом) профессионального специалиста в определенной области знаний и др. Дело в том, что здесь наряду со схожими чертами имеют место существенные особенности. Так, хотя задачей периодической аттестации госслужащего и является определение уровня его профессиональной подготовки, но делается это главным образом для установления меры его соответствия замещаемой должности гражданской службы на момент проведения аттестации, в то время как квалификационный экзамен проводится для решения вопроса о присвоении госслужащему классного чина гражданской службы.

Исходя из сказанного квалификационный экзамен можно определить как юридическую обязанность гражданских служащих определенных категорий проходить периодическую проверку уровня своей профессиональной компетентности (оценке подлежат знания, умения и навыки), организуемую государственным органом (нанимателем) и осуществляемую экзаменационной комиссией (конкурсной или аттестационной) в соответствии с установленными правилами и полномочиями, с целью решения вопроса о присвоении гражданскому служащему классного чина гражданской службы по занимаемой должности.

В отношении требований по составу экзаменационной комиссии разночтений быть не может, учреждаемые актом государственного органа конкурсная и (или) аттестационная комиссия должна включать в себя:

q   представителя нанимателя и (или) уполномоченных им гражданских служащих, в том числе из подразделений по вопросам государственной службы и кадров, юридической (правовой) службы, а также из подразделения, в котором экзаменуемый гражданский служащий занимает должность гражданской службы;

q   представителя соответствующего органа по управлению государственной службой;

q   представителей научных и образовательных учреждений, других организаций, приглашаемых в качестве независимых экспертов – специалистов по вопросам гражданской службы (число независимых экспертов должно быть не менее одной четверти (25%) от общего количества членов комиссии).

Исходя из целей и задач квалификационного экзамена, а также с учетом обобщения практики других форм оценки кадров, можно с уверенностью утверждать, что реализация данного нововведения лишь тогда будет эффективно служить делу формирования качественного кадрового потенциала государственной службы, если будут строго выполняться следующие основные принципы: а) принцип рационального соблюдения интересов государственного органа и личных интересов гражданского служащего в карьерном росте последнего в зависимости от служебно-профессиональных заслуг; б) принцип оптимальной периодичности и обязательности квалификационного экзамена при последовательном присвоении классных чинов гражданской службы; в) принцип непредвзятого объективного установления уровня профессиональной компетентности в сфере квалификационного экзамена; г) принцип определенности (конкретности) предъявляемых при квалификационном экзамене требований к профессиональным знаниям, навыкам и умениям экзаменуемых; д) принцип дифференцированного (избирательного) подхода к выбору критериев оценки профессиональных качеств в зависимости от категорий служащих; е) принцип гласности, открытости результатов квалификационного экзамена и т.д. Данный перечень можно развивать и продолжать до уровня частностей. Однако именно перечисленным принципам отводится главенствующая роль системного подхода к организации квалификационного экзамена.

С изменением функций и содержания государственного (муниципального) управления принципиально изменяются требования к гражданским служащим нового поколения, в том числе в части их профессиональной компетентности. Поменялись базисные компоненты влияния на профессионализм кадров. Один из них – новая система экономических отношений, базирующихся на разнообразии форм собственности.

В силу чего необходимо по-иному настраивать механизм учета интересов государства, предпринимательских структур, корпоративных групп, населения и отдельных лиц. Другой компонент – приоритет права, законодательства в действиях государственных органов. Новая правовая культура становится неотъемлемым качеством современной российской власти.

Следующий компонент – принципиально изменившаяся и продолжающая совершенствоваться политическая реальность. Необходимость формирования гражданского общества и умение управлять социально-экономическими процессами в таком обществе – все это требует нового качества как исполнительной, так и законодательной власти.

Наконец, еще такой базисный компонент – эволюционирование в сторону инновационного менеджмента вообще и в государственных органах в частности.

Изменение основ менеджмента, необходимость перехода на новые управленческие технологии, умение эффективно отправлять управленческие функции в условиях агрессивной общественной среды, в условиях неопределенности ситуации, в условиях конфликтности и противостояния сторон – все это требует совершенно иного уровня профессионализма. Каковы же основные черты и признаки современного профессионализма госслужащих?

Первый признак – это профессиональное образование, выраженное в определенной сумме необходимых экономико-управленческо-психолого-правовых знаний. Фактор широкого спектра знаний, их современный уровень, степень и качество перманентного обновления служат первейшим и важнейшим признаком профессиональной компетентности госслужащего, профессионализма государственного управления.

Второй признак профессионализма заключается в умении грамотно и эффективно (с высокой степенью результативности) применять не только известные способы и методы решения возникающих управленческих задач, но и инициировать, создавать, совершенствовать, развивать и обогащать арсенал нетрадиционных средств и приемов осуществления управленческой деятельности и достижения желаемых социально-экономических и иных результатов.

Третий признак профессионализма проявляется в том, что гражданская служба (специфическая управленческая трудовая деятельность) становится для государственного служащего неким жизненным пристрастием, образом жизнедеятельности, которому присуща качественная определенность морально-нравственного совершенства помыслов и практических действий.

Четвертый признак профессионализма состоит в способности воспроизводить управленческие знания, умения и навыки в других людях, то есть быть педагогом-наставником по отношению к новому поколению вовлекаемых в процесс гражданской службы специалистов.

Пятый признак профессионализма связан с тем, как госслужащий мотивирует и рационализирует свою деятельность (труд подчиненных) с учетом накопленного опыта, насколько самокритично оценивает свои возможности, насколько продуманно, расчетливо и эмоционально взвешенно он способен действовать при исполнении должностных обязанностей руководителя или специалиста.

Шестой признак профессионализма проявляется в способностях госслужащего действовать в составе управленческой команды, определять вероятность воплощения решений в условиях дефицита ресурсов, предвидеть последствия управленческих решений и действий, определять стратегию и тактику достижения желаемых результатов, предвидеть (предвосхищать) и контролировать ход событий на своем участке деятельности.

Перечисленные признаки далеко не исчерпывают всех критериев оценки профессиональной компетентности, но они составляют своеобразный костяк (остов) профессионализма на госслужбе, являются отправной базой для определения содержательной части квалификационного экзамена. Профессионализм госслужащего – это категория многогранная. Антиподом профессионализма выступает дилетантизм. Вот между этими полюсами и простирается область квалификационного экзамена.

Процесс сдачи квалификационного экзамена желательно проводить в определенной последовательности. На рисунке изображена так называемая блок-схема (алгоритм) принятия решения о присвоении классного чина гражданской службы гражданскому служащему по замещаемой должности.

Как видно из рисунка, экзаменационная процедура может состоять как минимум из трех действий (эпизодов):

первое действие – анализ персонального резюме, оценка образовательного потенциала, опыта служебной деятельности, состояния здоровья и т.д., то есть общая характеристика гражданского служащего по информационным банкам данных;

второе действие – предварительное установление уровня профессиональной компетентности экзаменуемого – начального, среднего или высшего – путем оценки результатов тестирования, интервью, применения специальных методик, опросников и т.д.;

третье действие – собственно письменно-устный экзамен по вопросам (темам), определенным экзаменационной комиссией (письменный, потому что предоставляется возможность на обдумывание ответа и составление плана или тезисов ответа; заслушивание ответа производится в форме собеседования экзаменуемого с членами комиссии).

Придавая исключительно важное значение квалификационному экзамену как одной из основных организационно-правовых форм проверки уровня профессиональной компетентности гражданских служащих, есть необходимость акцентировать внимание на том, что оценка кадров государственных органов – это основа основ социального управления.

Она задает стандарты управленческой деятельности и служебного поведения гражданских служащих, является базой для правильного или ошибочного решения целого комплекса практических кадровых задач. В этом плане субъектам кадровой работы следует извлечь правильные выводы из уроков собственной же практики.

О чем идет речь?

В течение длительного периода времени оценка кадров государственных органов проводилась главным образом в форме аттестации. В целом подходы к решению задач аттестации и квалификационного экзамена в чем-то схожи, в чем-то отличны, что вполне понятно.

Но главное, что обязательно должно присутствовать, – четкая программа действий, наличие универсального или специального инструментария, ответственное отношение к делу.

Анализ литературы, материалов научного и учебного характера, социологические исследования показывают, что сложившийся порядок аттестации и отношение к ней практически дискредитировали эту важную или очень нужную форму оценки кадров в силу разных причин, в числе которых:

а) отсутствие или слабая связь результатов аттестации с профессионально-должностным и материальным положением госслужащего; б) значительный период времени между двумя плановыми аттестациями; в) упрощенческий подход к процедуре аттестации, нечеткость и расплывчатость оценок в духе общих дружеских пожеланий; г) неумение и нежелание совершенствовать и применять оценочные методики; д) индифферентное отношение кадров к процедуре и результатам аттестации и т.д.

Любой опыт, в том числе негативного свойства, вне всякого сомнения, имеет большую ценность. Необходимо исключить самую возможность повторения подобных ошибок, избавить квалификационный экзамен от упрощений, примитивизма и прочих элементов несерьезного отношения к столь важному элементу кадровой работы.

Источник: https://www.top-personal.ru/issue.html?382

ПраваСовет
Добавить комментарий