Нарушение права ребенка на образование

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Нарушение права ребенка на образование

Страница обновлена 18.07.2017

Защита прав и достоинства ребенка в семье .

Поскольку ребенок воспитывается в семье, сразу вопрос: «Что такое семья?». «Семья — группа живущих вместе родственников; объединение людей, сплоченных общими интересами. (Толковый словарь С.И.Ожегова и Н.Ю. Шведова).

Ценность семьи как важнейшего института воспитания и социализации детей никогда не вызывала сомнений. То, что несет в

себе семья, невозможно заменить ничем. Истинные духовные ценности человека возможно сохранить только в семье, а передать их, только через детей.

Дошкольное детство — уникальный период в жизни человека, в  процессе которого формируется здоровье и осуществляется развитие личности. В то же время это период, в течение которого ребенок находится в полной зависимости от окружающих его взрослых – родителей и педагогов.

Здоровье детей и их полноценное развитие во многом определяется эффективностью по защите их прав.

У ребенка, обделенного заботой и вниманием, нет второй возможности для нормального роста и здорового развития, поэтому проблеме охраны детства на всех уровнях нужно уделять первостепенное внимание.

Проблема эта условно рассматривается в двух направлениях: в социально-правовом и психолого-педагогическом.

Социально-правовое направление включает законодательное обеспечение охраны прав ребенка, создание системы социальных, образовательных, культурных и других детских учреждений.

Психолого-педагогическое направление предполагает создание благоприятных условий: соответствующей атмосферы, стиля жизни, общения в семье и в образовательном учреждении.

«Дети мира невинны, уязвимы и зависимы», – констатирует Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей. В соответствии с этим положением международным сообществом по защите прав ребенка приняты важные документы, призванные обеспечить защиту прав ребенка во всем мире:

Нормативные основы защиты прав детства

К основным международным документам ЮНИСЕФ, касающимся прав детей относятся:

– Декларация прав ребенка (1959) – Конвенция ООН о правах ребенка (1989)

– Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990)

Декларация прав ребенка является  первым международным документом. В 10 принципах, изложенных в Декларации, провозглашаются права детей: на имя, гражданство, любовь, понимание, материальное обеспечение, социальную защиту и предоставление возможности получать образование, развиваться физически, нравственно и духовно в условиях свободы и достоинства.

Особое внимание в Декларации уделяется защите ребенка. На основе Декларации прав ребенка был разработан международный документ Конвенция о правах ребенка.

Конвенция о правах ребенка состоит из преамбулы и 54 статей, детализирующих права каждого человека в возрасте до 18 лет на полное развитие своих возможностей в условиях, свободных от голода и нужды, жестокости, эксплуатации и других форм злоупотреблений.

Конвенция признает за каждым ребенком независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального, этнического и социального происхождения – юридическое право:

– на воспитание; – на развитие; – на защиту;

– на активное участие в жизни общества.

Конвенция увязывает права ребенка с правами и обязанностями родителей и других лиц, несущих ответственность за жизнь детей, их развитие и защиту, и предоставляет ребенку право на участие в принятии решений, затрагивающих его настоящее и будущее.

На основе Конвенции разрабатываются нормативно-правовые документы федерального и регионального уровней.

Для создания и развития механизма реализации прав ребенка на защиту, декларированных в Конвенции и гарантированных Конституцией РФ, принят целый ряд законодательных актов – Семейный Кодекс РФ, Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ», Закон «Об образовании».

Семейный Кодекс РФдокумент, регулирующий правовые вопросы семейных отношений на основе  действующей Конституции РФ и нового гражданского законодательства.

Раздел IV Семейного Кодекса РФ целиком посвящен правам и обязанностям родителей и детей. Особый интерес представляют глава 11 «Права несовершеннолетних детей» и глава 12 «Права и обязанности родителей».

В семейном Кодексе РФ законодательно закреплены общепризнанные принципы и нормы международного права «ребенка на жизнь и воспитание в семье, на защиту, на возможность свободно выражать свое мнение».

В целях «создания правовых, социально-экономических условий для реализации прав и законных интересов ребенка», предусмотренных Конституцией РФ, принят ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».

Этот закон выделяет особую категорию детей, нуждающихся в защите со стороны государства (дети-инвалиды, жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, дети с отклонениями в поведении, дети, жизнедеятельность которых нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть эти обстоятельства сами или с помощью семьи).

Конвенция ООН о правах ребенка дает определение понятия «жестокое обращение» и определяет меры защиты (ст. 19), а также устанавливает:

  • обеспечение в максимально возможной степени здорового развития ребенка (ст. 6);
  • защиту от произвольного или незаконного вмешательства в личную жизнь ребенка, от посягательств на его честь и репутацию (ст. 16);
  • обеспечение мер по борьбе с болезнями и недоеданием (ст. 24);
  • признание права каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития (ст. 24);
  • защиту ребенка от сексуального посягательства (ст. 34);
  • защиту ребенка от других форм жестокого обращения (ст. 37);
  • меры помощи ребенку, явившемуся жертвой жестокого обращения (ст. 39).

Уголовный кодекс предусматривает ответственность:

  • за совершение физического и сексуального насилия, в т.ч. и в отношении несовершеннолетних (ст. 106 – 136);
  • за преступление против семьи и несовершеннолетних (ст. 150 – 157).

Семейный Кодекс РФ гарантирует:

  • право ребенка на уважение его человеческого достоинства (ст. 54);
  • право ребенка на защиту и обязанности органа опеки и попечительства принять меры по защите ребенка (ст. 56);
  • меру «лишение родительских прав» как меру защиты детей от жестокого обращения с ними в семье (ст. 69);
  • немедленное отбирание ребенка при непосредственной угрозе жизни и здоровью (сит. 77).

Закон «Об образовании»утверждает право детей, облучающихся во всех образовательных учреждениях, на «уважение их человеческого достоинства» (ст.

5) и предусматривает административное наказание педагогических работников за допущенное физическое и психическое «насилие над личностью обучающегося или воспитанника» (ст. 56).

В помощь семье и воспитанию детей дошкольного возраста, охране и укреплении их здоровья, развитию индивидуальных особенностей и необходимой коррекции нарушений развития действует сеть дошкольных образовательных учреждений.

ДОУ в своей деятельности руководствуется федеральными законами, указами и распоряжениями Президента РФ, Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении и другими постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, решениями соответствующего органа управления образованием.

Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении – подзаконный акт, определяющий деятельность всех детских садов на территории РФ. Его основные положения конкретизируются в нормативных документах каждого дошкольного учреждения.

Устав ДОУ – нормативный документ, в котором представлены права и обязанности всех участников образовательного процесса: детей, педагогов, родителей. Конвенция о правах ребенка  — правовой документ высокого международного стандарта и большого педагогического значения.

Она провозглашает ребенка полноценной и полноправной личностью, самостоятельным субъектом права и призывает строить вза­имоотношения взрослого и ребенка на нравственно-правовых нормах, в основе которых лежит подлинный гуманизм, демократизм, уважение и бережное отношение к личности ребенка, его мнениям и взглядам.

Реализация прав ребенка включает:

  • защиту его от всех форм жестокого обращения,
  • права на охрану  жизни и здоровья,
  • защиту его права на образование,
  • права на игру,
  • права на сохранение своей индивидуальности.

Право ребенка на защиту его от всех форм жестокого обращения.

 Нарушение прав ребенка проявляется чаще всего в жестоком и безответственном обращении с ним.

Нарушением прав ребенка можно считать:

  • Лишение свободы движения.
  • Уход родителя из дома на несколько часов и оставление ребенка одного (ст. 156 Уголовного Кодекса РФ предполагает , что запирание на длительное время квалифицируется как неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего).
  • Применение физического насилия к ребенку.
  • Унижение достоинств ребенка — грубые замечания, высказывания в адрес ребенка – (воспитывает в ребенке озлобленность, неуверенность в себе, комплекс неполноценности, занижение самооценки, замкнутость, трусость, садизм)
  • Угрозы в адрес ребенка.
  • Ложь и невыполнение взрослыми своих обещаний.
  • Отсутствие элементарной заботы о ребенке, пренебрежение его нуждами.
  • Отсутствие нормального питания, одежды, жилья, образо­вания, медицинской помощи.

Право ребенка на жизнь и здоровье

Конвенция о правах ребенка определяет, что «каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь» (ст.

6), а государства и взрослые должны обеспечить «право ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития» (ст.27, п.1).

В России принят ряд нормативно-правовых документов, направленных на охрану здоровья детей. В Законе «Об образовании» указано, что «образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся воспитанников».

Право ребенка на образование

Статьи 28–29 Конвенции определяют право ребенка на образование как возможность посещать образовательное учреждение, призванное обеспечивать подготовку ребенка к сознательной жизни в свободном обществе. В настоящее время в нашей стране существует гибкая  система дошкольного образования.

Нормативные документы предполагают функционирование ДОУ в дневное, вечернее, ночное время, круглосуточно, в выходные и праздничные дни, а также свободное посещение детьми ДОУ. Все программы дошкольного образования направлены на обеспечение в ДОУ права ребенка на образование.

В выборе программы педагогические коллективы руководствуются уровнем развития ребенка, своими педагогическими идеями, концептуальными положениями и разнообразными подходами к организации педагогического процесса детском саду.

Защитить права ребенка призвано и инструктивно методическое письмо Министерства образования РФ «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения» от 14. 03. 2000г.

, в котором четко указывается продолжительность занятий с детьми в разных возрастных группах детского сада, их количество в неделю, а также максимальная нагрузка на ребенка в системе дополнительного образования.

Право ребенка на игру

«Игра — ведущая деятельность дошкольника». Это знают многие, но далеко не всегда в системе жизнедеятельности ребенка она занимает должное место.

В настоящее время в семье зачастую вместо игр ребенок много времени проводит за телевизором или за компьютером.

Ответственность за обеспечение интересов ребенка в игре возлагается на семью, однако и «общество и органы публичной власти должны прилагать усилия к тому, чтобы способствовать осуще­ствлению указанного права», — утверждает Декларация прав ребенка.

Право ребенка на сохранение своей индивидуальности «Государства-участники Конвенции обязуются уважать права ребенка на сохранение его индивидуальности» (ст. 8).

У каждого человека своя индивидуальность: характер, взгляды, отношения к окружающим. Индивидуальность – великий дар природы, но его легко уничтожить в детстве, когда человек еще не окреп.

Взрослые призваны не только понимать личность ребенка, но и помогать малышу сохранить и развивать свою индивидуальность.

Источник: https://mdou5.edu.yar.ru/o_pravah_rebenka.html

Есть ли права у ребенка?

Нарушение права ребенка на образование

Эта конференция была задумана в апреле во время традиционных международных Челпановских чтений. Ее организаторами выступили Психологический институт РАО, Московский городской психолого-педагогический институт, Городской психолого-медико-социальный центр и научно-методический совет Службы практической психологии образования города Москвы.

К сожалению, дети и взрослые часто не знают, что у каждого ребенка есть не только обязанности, но и права, закрепленные во многих законодательных актах: Всеобщей декларации прав и свобод человека, Конвенции о защите прав ребенка, Уголовном, Семейном и Жилищном кодексах и т.д. В августе 1998 года был принят закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ». Тем не менее права детей нарушаются.

В первой части конференции выступали представители науки, органов управления образованием, председатель Российского детского фонда А. А. Лиханов. Представители органов управления образованием зачитали «дежурные» доклады: «Проблемы столичного образования и пути их решения» (Л.Е. Курнешова, первый заместитель председателя Комитета образования г.

Москвы) и «Проблемы соответствия основ нормативно-правового обеспечения системы образования возможностям детей и подростков» (В.А. Нищук, начальник отдела Министерства образования РФ). Потом на трибуну вышел Альберт Лиханов. Этот человек верен себе: набор произносимых им жестких, обличительных фраз не меняется десятилетиями.

Мало не показалось никому! Закончив речь, заслуженный друг детей сразу же гордо удалился из зала под аплодисменты участников. Не менее страстными и обличительными были выступления представителей науки: В.В. Рубцова (директор Психологического института РАО и ректор Московского городского психолого-педагогического института) и А.М. Абрамова (директор Московского института развития образования).

Этих докладчиков не на шутку беспокоят возможные негативные последствия грядущей образовательной реформы. Они считают, что образование в России, которое создавали сорок поколений, рухнет через 5–7 лет, если реформа не будет остановлена. Еще более эмоциональным было выступление А.Г.

Асмолова (заведующий кафедрой психологии личности психологического факультета МГУ) «Ребенок в пространствах образования и культуры».

Он пологает, что психолог должен уходить от навязанной ему роли конфликтолога и быть проводником толерантности в обществе, специалистом по неодинаковости: «В либерально настроенном обществе, где высшей ценностью должна быть толерантность, психолог должен стать психологом развития, а не выживания и защиты!» Но, по мнению Александра Григорьевича, общество пока в этом не заинтересовано.

Несколько смягчить страсти удалось И.В. Дубровиной (заведующая лабораторией Психологического института РАО). Ирину Владимировну тревожит тестирование выпускников одиннадцатых классов. Зачем учить детей мыслить, вводить различные инновационные и развивающие программы, если потом их подвергают стандартному тестированию? Психолог в образовании не имеет своего правового статуса.

Полномочен ли он тогда защищать права ребенка? Ирина Владимировна с сожалением констатировала, что никакой психологической службы как целостной организации в нашей стране нет. Более того, психолог, даже если он и знает психологию, не подготовлен к работе в школе. Психолог же в школе должен заниматься диагностикой и коррекцией условий существования ребенка в школе.

Во второй половине дня состоялся круглый стол «Права ребенка как развивающегося человека — в документах и на практике». Обсуждались следующие проблемы: право ребенка на полноценное дошкольное детство, реформа образования, стандарты образования, дифференциация образования, информационная среда и права ребенка, психолог в системе образования.

Порадовала тональность выступлений: собравшиеся пытались взвешенно разобраться в ситуации, понять, что же происходит и каким образом можно улучшить ситуацию. На трибуну поднимались ученые, практики и руководители учреждений образования. Всех их объединяло одно — беспокойство о состоянии прав доверенных им детей.

Основную угрозу для ребенка большинство выступающих видят в грядущей реформе образования. Г.Н. Пачеко (психолог Северного округа г. Москвы, куратор комиссии по делам несовершеннолетних) считает, что любая реформа — эксперимент, который должен проводиться только с согласия детей и родителей. А о сути предстоящей реформы не знает практически никто. Ее проект не был даже опубликован.

(Правда, потом выяснилось, что и не написан!) Выходит, что проведение реформы образования — прямое нарушение прав ребенка. По словам Галины Николаевны, обществу выгодно не развивать личность ребенка, а выращивать из детей бездумных потребителей тех или иных товаров: даже наркотики получают достаточно широкое распространение, потому что их продажа выгодна многим.

В этой ситуации психолог в школе неудобен, поскольку он обращает внимание на подобные негативные моменты. Необычный взгляд на права детей высказала Н.В. Морозова (зам. директора Московского городского психолого-медико-социального центра). По ее мнению, при современном расслоении общества будут защищены права только тех детей, которые обучаются в элитарных школах.

Выход из создавшейся ситуации Наталья Васильевна видит в формировании общественного мнения. Дифференцированный подход к детям, считает большинство собравшихся, — это нарушение их прав. Эмоциональным было выступление Н.И. Гуткиной (ст.

научный сотрудник Психологического института РАО), которая вынесла на широкое обсуждение проблему: является ли вариативное образование благом для ребенка? Психолог бьет тревогу: многочисленные инновационные программы не проходят серьезной апробации. Нарушение прав детей Нина Иосифовна видит в том, что их лишают детства, например, вынуждают заниматься подготовкой к поступлению в школу. И.В.

Равич-Щербо (заведующая лабораторией Психологического института РАО) предложила поговорить об ответственности взрослых перед детьми. Необходимо учитывать индивидуальность детей, ведь генетически каждый ребенок уникален. На защиту дошкольников, которых терзают всевозможными тестами и проверками при поступлении в школу, встала дошкольный психолог Е.Н. Поролло.

Дошкольное детство, говорила она, вообще заканчивается у нас в 3–4 года. Детский сад начинает все больше и больше подменять собой школу. Это заявление вызвало несогласие у ряда школьных психологов. Правда, благодаря усилиям ведущей (И.В. Дубровиной), все сошлись в одном: дети с самого раннего возраста должны знать, что у них есть определенные права, а не только обязанности. В.В.

Зацепину (директор Московского городского психолого-медико-социального центра) удалось несколько остудить страсти. Он разъяснил, что реформа образования идет перманентно вот уже 15 лет. И что во все времена были и есть личности, которые страдают «реформаторским зудом», но человечество выживает несмотря на их усилия.

Главное, с чего надо начинать, сказал Валерий Васильевич, — это научиться отстаивать собственные права. Ибо в борьбе за отстаивание прав формируется личность. А школьный психолог из защитника прав детей в настоящее время все больше превращается в средство реализации интересов руководства учебным заведением. Эту мысль поддержала А.М. Прихожан (ведущий научный сотрудник Психологического института РАО). Не может быть прав ребенка там, где нет прав человека (в частности, того же школьного психолога). В Москве нет такого места, куда психолог мог бы обратиться за помощью в отстаивании своих прав. В конце обсуждения большинство участников пришли к выводу, что спасение утопающих — дело рук самих утопающих. Каждый психолог должен учиться отстаивать не только свои права, но и права ребенка. Таким образом, Конвенция о правах ребенка не выполняется ни государством, ни педагогами, ни психологами, ни родителями.

Конференция одобрила проект резолюции по защите прав ребенка. Собравшиеся решили, что эту резолюцию надо донести до широкой общественности. Будем надеется, что «Школьный психолог» станет не единственным представителем СМИ, опубликовавшим ее текст.

Ольга РЕШЕТНИКОВА
Психологический институт РАО
Тел.: (095) 202-93-63

Резолюция конференции «права ребенка как развивающегося человека

в современном образовании»

Настоящая резолюция фиксирует внимание всех заинтересованных лиц на положении ребенка в современном российском обществе, непосредственно отражающемся в сфере образования.

Это положение вызывает тревогу за судьбы молодого поколения и, следовательно, за настоящее и будущее России.

О невыполнении Конвенции о праве каждого ребенка «на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития», свидетельствуют такие факты, как:

— резкое снижение количества здоровых от рождения детей и здоровых детей на остальных возрастных этапах; — появление и прогрессирующее увеличение количества детей, оставшихся без попечения родителей, и беспризорников; — рост преступности, распространение алкоголизма, наркомании и проституции среди детей и подростков; — резкое снижение уровня грамотности, начитанности и владения русским литературным языком детей и подростков;

— наличие агрессивной информационной среды и невозможность защитить от нее ребенка.

Конференция отмечает, что такое положение, в первую очередь, обусловлено экономическими и политическими причинами. Вместе с тем существенную роль играют и нарушения прав ребенка в системе образования. Среди важнейших нарушений следует выделить:

— раннюю дифференциацию детей в образовательных учреждениях, ведущую, по сути, к селекции детей, лишающей значительную часть детей права на получение полноценного образования; — недостаточную обоснованность образовательных стандартов; — чрезмерное увлечение инновационной деятельностью, приводящее к нестабильности образовательного процесса, нарушению преемственности между разными ступенями школьного образования; — резкое снижение количества бесплатных образовательных услуг для детей и подростков;

— игнорирование и нарушение законов возрастного развития, что проявляется, в частности, в повсеместном введении обучения по типу школьного с 3—4 лет.

Проводящаяся в настоящее время реформа образования, по сути дела, закрыта для заинтересованной общественности, в том числе родителей, вводится без независимой экспертизы.
Существенные нарушения прав ребенка наблюдаются и в деятельности психологической службы образования. К ним относятся:

— психологическое тестирование детей, проводимое в целях отбора, несмотря на директиву Министерства образования, запрещающую подобную практику; — бесконтрольное распространение психологических тренингов, психотерапевтических методов; — осуществление «психологического сопровождения» ребенка без согласия его родителей или лиц, их заменяющих, а также его самого;

— разглашение полученной в ходе диагностической и консультационной работы конфиденциальной информации.

Конференция отмечает, что подобная бесконтрольная практика имеет негативные последствия, ведет к стрессам и психическим травмам детей и их родителей, отрицательно влияет на развитие детей и дискредитирует психологию.

Утверждающаяся сегодня идеология такого отношения к детям находится в глубоком противоречии с российской ментальностью, культурными и научными традициями.

Несоблюдение прав ребенка в психологической службе образования во многом объясняется недостаточным уровнем профессиональной подготовки практических психологов и недостаточной правовой обеспеченностью их деятельности. Таким образом, Конвенция ООН о правах ребенка в настоящее время в стране не выполняется.

Права ребенка нарушаются как со стороны государства в его важнейшей части — образовательной системе, так и в психологической службе образования.

Для преодоления нарушений прав ребенка в системе образования и деятельности психологической службы образования конференция считает необходимым:

1. Считать магистральным направлением деятельности практического психолога образования защиту прав детей на полноценное развитие.
2. Обратиться в Министерство образования Российской Федерации с предложениями:

— довести до сведения заинтересованной общественности основные положения политики в области образования, обратив особое внимание на его цели, на то, какое поколение хочет видеть общество; — полностью опубликовать документы о реформе образования, провести их профессиональное обсуждение и независимую экспертизу; — разработать нормативные документы, определяющие правовое положение психолога образования и его профессиональный статус; — разработать нормативные документы, предусматривающие обязательное информирование родителей и детей о целях и задачах психологической работы с детьми и получение их согласия на проведение подобной работы; — определить функциональные обязанности и содержание профессиональной деятельности специалистов различных служб; — запретить психологическое тестирование детей при поступлении во все виды государственных школ, предусмотрев ответственность за невыполнение этого распоряжения; — разработать методы оценки образовательных учреждений с позиции обеспечения права каждого ребенка на получение высокого уровня образования;

— предложить органам управления образования рассмотреть проблему государственного стандарта образования с позиций соответствия его уровня и содержания задачам образования молодого поколения высокоразвитой страны — обеспечения права каждого ребенка на получение полноценного качественного образования.

3. Обратиться в Комитет образования Москвы с предложением проанализировать подготовку практических психологов образования, ведущуюся в вузах столицы, с целью ее совершенствования с позиции соблюдения прав детей.

Спонсор публикации статьи: интернет-магазин «Мыльный Ком» предлагает приобрести мыло на заказ. Мыло ручной работы купить можно на сайте магазина www.Mylnyi.com.

Декоративное мыло – это практичный подарок коллегам, маме, папе, парню или любимой, который будет заботиться о коже и украшать интерьер ванной комнаты. На Ваш выбор мыло-скраб, мыло с глиной, с люфой и многое другое.

Подарочные наборы могут быть изготовлены с корпоративным логотипом. Удобная система оплаты, доставка на дом по всей России позволят осуществить покупку, не выходя из дома или офиса.

Источник: https://psy.1sept.ru/article.php?ID=200102804

Нарушение права на образование

Нарушение права ребенка на образование

Одним из наиболее часто встречающихся нарушений прав граждан, не имеющих возможности получить разрешение на регистрацию по месту их жительства (пребывания) является нарушение права на образование их детей.

Несмотря на все гарантии доступности и бесплатности дошкольного и школьного образования детей, декларируемые (как и многое другое) нашим государством, на практике все намного хуже.

В подавляющем большинстве случаев родителям детей, не имеющим возможности по независящим от них причинам оформить регистрацию по месту жительства (пребывания) отказывают в приеме в детские дошкольные учреждения и школы под любыми предлогами.

К примеру, одним из примеров незаконных действий администраций детских учреждений является неправомерное включение в список требуемых документов регистрацию в регионе расположения образовательного учреждения.

Однако, следует знать, что действующее законодательство не запрещает обучение в образовательных учреждениях детей, не имеющих регистрации по месту жительства или пребывания.

Так, п. 12 Приказа Министерства образования и науки РФ от 15 февраля 2012 г.

№ 107 “Об утверждении Порядка приема граждан в общеобразовательные учреждения” указывает, что прием граждан в учреждение осуществляется по личному заявлению родителей (законных представителей) ребенка при предъявлении оригинала документа, удостоверяющего личность родителя (законного представителя), либо оригинала документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина в Российской Федерации .

В заявлении родителями (законными представителями) ребенка указываются следующие сведения:

  • фамилия, имя, отчество (последнее – при наличии) ребенка;
  • дата и место рождения ребенка;
  • фамилия, имя, отчество (последнее – при наличии) родителей (законных представителей) ребенка.

Родители (законные представители) детей, являющихся гражданами Российской Федерации, незарегистрированных на закрепленной территории, дополнительно предъявляют оригинал свидетельства о рождении ребенка либо заверенную в установленном порядке копию документа, подтверждающего родство заявителя (или законность представления прав обучающегося).

В соответствии с п. 15 Приказа, требование предоставления других документов в качестве основания для приема детей в учреждение не допускается.

В письме Министерства образования и науки РФ от 28 июня 2012 г. № ИР-535/03 “О правилах приема в ОУ” на вопрос об обязательности предоставления свидетельства о регистрации на закрепленной территории для приема в школу дан следующий ответ:

    ИЗ ДОКУМЕНТА В соответствии с ч. 2 ст. 43 Конституции Российской Федерации и п. 3 ст. 5 Закона Российской Федерации “Об образовании” государство гарантирует гражданам общедоступность общего образования. При этом граждане вправе выбирать любое образовательное учреждение, реализующее образовательные программы общего образования, независимо, в том числе, от места жительства.Вместе с тем при получении общего образования должна быть обеспечена территориальная доступность образовательного учреждения для всех граждан, которые проживают на близлежащей территории и имеют право на получение образования соответствующего уровня.Свидетельство о регистрации является только подтверждением факта проживания ребенка вблизи образовательного учреждения, и в соответствии с международным и российским законодательством право ребенка на образование не может быть ограничено по причине отсутствия свидетельства о регистрации.Если родители выбрали для ребенка школу в другом муниципалитете или регионе их право на образование будет “несколько отсрочено”: они могут подать документы в любую школу независимо от регистрации после 1 августа. Дети без регистрации также будут приниматься в школу после 1 августа.При наличии свободных мест прием детей, не зарегистрированных на закрепленной территории, учреждения могут начинать до 1 августа сразу после окончания приема в 1-й класс всех детей, зарегистрированных на закрепленной территории.
“Каждый имеет право на образование. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях”.Статья 43 Конституции РФ

Указанная норма коррелирует с положениями ст. 3 Федерального закона от 29 декабря 2012 г.

№ 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации”, которая устанавливает один из принципов государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования, как обеспечение права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования. Кроме того, ч. 1, ч. 2 ст. 5 того же закона устанавливают, что в Российской Федерации гарантируется право каждого человека на образование, которое гарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

Таким образом дети, не имеющие по независящим от них обстоятельствам возможности зарегистрироваться по месту жительства (пребывания) также имеют право на получение образования в школьных и дошкольных детских образовательных учреждениях.

Единственное существующее ограничение состоит в том, что они принимаются во вторую очередь, после приема детей, зарегистрированных на данной территории.

Полагаем, что данное ограничение является дискриминационным и может быть оспорено в судебном порядке.

В случае отказа в приеме ребенка в детское образовательное учреждение по мотиву отсутствия регистрации, вы можете подать жалобы в надзорные органы: прокуратуру, департамент образования, Рособрнадзор.

Надеемся, что органы власти Российской Федерации устранят дискриминационные положения норм о регистрации по месту жительства и пребывания, не позволяющие добросовестным гражданам зарегистрироваться по месту фактического проживания, что позволит детям получать образование в установленном порядке вблизи от дома.

Документы по теме: 

Новости по теме:

Источник: http://www.garant.ru/actual/registraciya/instrukciya/obrazovanie/

Защита прав несовершеннолетних детей

Нарушение права ребенка на образование

По законодательству РФ гражданин становится дееспособным после совершеннолетия. До этого момента он считается ребенком и имеет дополнительные права и гарантии, которые обеспечиваются государством.

Защитой прав лиц, младше 18 лет, занимаются различные органы и структуры. Такой вариант поддержки утвержден различными сферами законодательства.

При нарушении прав несовершеннолетнего к нарушителю могут применяться различные меры, в частности уголовного характера.

Виды прав ребенка

Основные виды гарантий прописаны в семейном законодательстве в виде СК РФ. Все права ребенок имеет с момента рождения. У каждого типа есть свои нюансы и особенности, которые необходимо учитывать всем лицам, включая родителей или других законных представителей.

В момент рождения человек получает весь набор прав и гарантий обычного гражданина РФ, за исключением моментов, которые связаны с невозможным применением ряда прав из-за ограничений по дееспособности.

Соответственно он считается личностью, которая имеет право на свое мнение.

В данном случае подразумевается наличие полноценной свободы, которая ограничивается только нормами законодательства в отношении несовершеннолетних.

Список гарантий по положения статей 54—58 Семейного кодекса РФ:

  • наличие семьи и проживание с ней, если этот момент не ограничивается законом. Например, родители могут быть лишены своих возможностей в отношении детей, тогда вопросами занимаются органы опеки и попечительства. При стандартном варианте человек должен получать в семье не только воспитание, но и весь комплекс мер, которые связаны с его обеспечением и возможностью получить необходимое образование, а также развитие;
  • право общаться с родственниками, в том числе дальними. Исключением будет наличие судебного запрета в отношении определенного лица. Если запрет установлен самовольно родителем, то происходит нарушение прав несовершеннолетнего;
  • права на мнение и собственную личность. При вопросе, который затрагивает интересы ребенка, его мнение должно быть учтено. После наступления возраста 10 лет мнение может быть определяющим при судебных решениях, касающихся родительских обязательств, а также при процессах изменения фамилии, имени;
  • право на фамилию, которая переходит от одного из родителей, а также на отчество, переходящее от отца;
  • дети имеют права связанные с защитой их интересов. Основная функция возложена на родителей или других законных представителей. Этот момент является непреложным даже при раздельном проживании с одним из родителей. Исключение — это возложение обязательств на органы опеки или других лиц, если есть судебное решение об ограничении или лишении прав родителей. Любое лечение или обучение в различных организациях означает, что в данных момент функции по защите должна взять администрация учреждения;
  • защита от злоупотребления родителем своих прав в отношении ребенка, а также уважение к его чести и достоинству. Здесь чаще всего рассматривают комплексный подход, который должен обеспечивать не только комфорт для развития, но и отсутствие различных факторов, влияющих на психику.

Читать так же:  Алименты на детей от разных браков

Все варианты неимущественного типа определяют как основные гарантии, доступные всем гражданам РФ, так и дополнительные, соответствующие категории лиц, наиболее защищенных в рамках правового поля.

Семейный Кодекс РФ, в частности статья 60, определяют права имущественного типа. По данной статье дети обеспечиваются родителями до момента дееспособности. Для родителя существует система наказаний, которая используется при уклонении от этих обязательств.

Несовершеннолетний гражданин имеет право на приобретение имущества с помощью наследования или дарения. До 14 лет все сделки, связанные с распоряжением имуществом любого типа, осуществляет законный представитель. После 14 лет человек сам может заниматься заключением сделок, но с разрешения своего представителя. По 26 статье ГК РФ разрешение должно быть оформлено в письменной форме.

Статья 54 Семейного кодекса РФ «Право ребенка жить и воспитываться в семье»

Статья 55 Семейного кодекса РФ «Право ребенка на общение с родителями и другими родственниками»

Статья 56 Семейного кодекса РФ «Право ребенка на защиту»

Статья 57 Семейного кодекса РФ «Право ребенка выражать свое мнение»

Статья 58 Семейного кодекса РФ «Право ребенка на имя, отчество и фамилию»

Статья 60 Семейного кодекса РФ «Имущественные права ребенка»

Статья 26 Гражданского кодекса РФ «Дееспособность несовершеннолетних в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет»

Чем регулируются детские права в РФ

Основные положения прописаны в Конституции Российской Федерации. По ее нормам детство охраняется государством с помощью правовых норм, которые сформированы в единую систему.

Осуществление защиты прав ребенка

Список основных актов, которые регулируют защиту несовершеннолетних, их права и гарантии:

  • Конституция РФ;
  • федеральное законодательство в сфере здоровья и образования;
  • ФЗ № 124-ФЗ, в котором прописаны основные гарантии;
  • федеральные и региональные нормативные акты, имеющие информацию по опеке и дополнительным гарантиям в отношении несовершеннолетних;
  • международные конвенции, которые были приняты РФ.

Дополнительная защита предоставлена различными кодексами, включая административный и уголовный.

Вся правовая база подтверждает и регулирует особый социальный статус граждан с возрастом менее 18 лет.

Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»

Органы, осуществляющие защиту прав и интересов детей

Основные функции выполняет орган опеки и попечительства. Он выполняет свои обязанности с помощью обеспечения необходимыми правами и гарантиями всех несовершеннолетних, а также полностью берет на себя ответственность, если дети остались без попечения родителей.

Но по законодательству есть еще ряд органов, которые будут защищать несовершеннолетних, их права или гарантии. Среди них:

  • прокуратура;
  • ОВД;
  • общественные организации, в том числе международные.

Читать так же:  ​​Делится ли военная ипотека при разводе

Все указанные органы осуществляют деятельность на основе правовой нормативной базы, которая установлена законодательством РФ.

Дополнительно есть определенная категория лиц, которые уполномочены в данной сфере. Омбудсмен занимается как региональными, так и федеральными делами, связанными с гражданами, не достигшими совершеннолетия.

Как осуществляется защита прав ребенка?

По ФЗ № 124-ФЗ защита прав является приоритетной. Данная сфера имеет широкий комплекс мер, которые разделены по различным отраслям, включая образование, здравоохранение, семью.

Для каждой отдельной сферы деятельности есть свои отдельные варианты по охране прав и гарантий.

Сфера образования

Гражданам младше 18 лет предоставляется возможность получения различных вариантов образования, соответствующих возрасту. Бесплатным считается получение различных форм образования, включая дошкольное, начальное, среднее и высшее.

Право на образование в РФ

Получается, что каждый гражданин имеет право на посещение учебных заведений.

Вся сфера регламентирована законом об образовании, то есть ФЗ N 273-ФЗ. На основании него построено несколько принципов, которые позволяют получить бесплатное и доступное образование, а также возможность получения образования с использованием своего родного языка.

При обучении должны учитываться особенности и интересы самих несовершеннолетних, в том числе при их ограниченных возможностях.

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

Семейная сфера

Частная жизнь имеет неприкосновенность по Конституции РФ и другим дополнительным регламентам, включая СК РФ. Но здесь есть нюанс.

Любое злоупотребление своими правами со стороны взрослого в отношении сына или дочери, в том числе ущемление свобод или унижение достоинства, наказуемо.

Отдельно выделяется невыполнение своих обязательств по защите интересов детей, а также их материальному обеспечению.

К любому законному представителю, если он не выполняет свои обязательства, применяются меры принудительного воздействия. Таким законным представителем могут быть не только родители, но и опекуны.

Любое преступление, которое касается несовершеннолетнего, в зависимости от тяжести, влечет уголовную или административную ответственность.

Что делать в случае нарушения интересов несовершеннолетних

Любое нарушение законодательства в отношении граждан до 18 лет имеет исключительный и особый характер. Это связано с полноценной защитой данной социальной категории.

Обращаться необходимо в любой компетентный орган, в частности в суд, полицию, орган опеки и попечительства. Сделать это может любой законный представитель, а также лицо, которое увидело сам факт нарушения, то есть это может быть любой родственник или сотрудник опеки.

Если интересы ребенка нарушаются родителями, то их могут, как ограничить в правах, так и лишить их. Дополнительно имеются различные формы ответственности.

Читать так же:  Регистрация брака за границей

Ответственность за ущемление детских интересов

Любое ущемление ведет к ответственности. Она различается от тяжести преступления или проступка. Чаще всего при постоянном или серьезном нарушении проводится процедура лишения прав.

При отсутствии должного материального обеспечения, например алиментных обязательствах, могут применяться различные меры.

Наиболее частым случаем являются долги по алиментам. Судебные приставы могут применять такие меры воздействия, как запрет на выезд за границу и опись имущества, а также арест счетов.

При злостном уклонении наступает административная и уголовная ответственность. В последнем случае могут быть применены реальные сроки с лишением свободы и содержанием под стражей.

Все остальные преступления и соответствующие наказания регламентированы УК РФ.

Законодательство РФ имеет полноценный набор различных нормативных актов, которые регулируют деятельность исполнительных органов по защите интересов несовершеннолетних граждан.

С помощью правовой базы граждане, не достигшие 18 лет, становятся одной из наиболее защищенных категорий населения.

За любые преступления и нарушения в отношении их имеются установленные меры ответственности, включая уголовное наказание.

Источник: https://zakonoved.su/zashchita-prav-nesovershennoletnih-detej-sposoby.html

ПраваСовет
Добавить комментарий