По времени действия статьи конституции

Конституция РФ: настало ли время для перемен?

По времени действия статьи конституции

Кроме того, что новая конституция РФ закрепила принцип разделения властей и сделала серьезный шаг по пути усовершенствования федеративного устройства России, ее нормам впервые в истории страны было придано прямое действие.

Это означает, что любой человек может защитить свои права, ссылаясь на конституционные нормы. Ими же в первую очередь должны руководствоваться судебные и иные государственные органы при рассмотрении дел и решений спорных вопросов.

УНИКАЛЬНЫЙ ПОЛИТИЧЕСКИЙ КОНСЕСУС

Вспоминая, как создавалась конституция РФ в 90-х годах, бывший государственный секретарь РСФСР Геннадий Бурбулис подчеркивает, что этот документ стал уникальным политическим консенсусом.

“Конституция создавалась в условиях критических и даже трагических, когда было жестокое противостояние части Верховного совета и президента Ельцина, имею в виду 93-й год.

И, в конечном счете, через конституционное совещание удалось выработать единый текст, он же был вынесен на общенародное ание.

Это было уникальное совершенно такое юридическое консенсусное преодоление этого кризиса”, — сказал Бурбулис.

“Есть такое устойчивое убеждение, что, победив мятежников, президент Ельцин конституцию, в конечном счете, отредактировал, помня всегда об этой опасности. Исчезла должность вице-президента, появились дополнительные полномочия у главы государства, в том числе и в сфере законодательства… Это все и сегодня иногда рассматривается как избыточные президентские полномочия”, — добавил политик.

Профессор МГУ имени М.В. Ломоносова, доктор исторических наук Дмитрий Гутнов напомнил, что “у нас в стране было с 1905 года немыслимое количество конституций: 1905 год, 1918 год, 1924 год, 1936 год, 78-й… и вот конституция независимой России – 1993 год”. И во всех этих документах, по мнению историка, глава государства всегда занимал особенное положение.

Председатель совета директоров Фонда ИСЭПИ Дмитрий Бадовский, вспоминая, как создавался главный юридический документ РФ в 90-е годы, отметил, что конституция “была вдохновлена и ориентировалась на ведущие и наиболее развитые конституционные модели, в том числе европейские — в частности, на Францию”.

“У нас очень много общего с французской конституционной системой. И что касается сроков полномочий президента и парламента, то тут мы пошли немножко по другому пути и вот эти четырехлетние сроки позаимствовали у американцев, потому что у тех же, например, французов долгое время срок президентских полномочий в пятой французской республике был 7 лет”, — сказал эксперт.

НУЖНЫ ЛИ ИЗМЕНЕНИЯ?

Двадцать лет, отмечает Бадовский, это небольшой срок для работы конституционной модели.

“И, естественно, со временем может накапливаться определенный опыт и нарабатываться какая-то практика, в результате которой могут возникать вопросы о поправках в конституции… Конституция не тот документ, (куда – ред.

) по любому поводу надо лезть руками, и действительно необходимость изменений может накапливаться, но все равно – это процесс долгий”, — считает политолог.

Конституция может быть изменена только при серьезном трансформировании самого общества, отметил и первый зампред комитета Госдумы по государственному строительству и законодательству Михаил Емельянов.

“Конституция, конечно, и сейчас актуальна. Конституция – такой документ, в который нужно вносить изменения не тогда, когда хочется, а тогда, когда это неизбежно.

Надо понимать, что конституция всегда отражает некий баланс общественных сил, и пока этот баланс в обществе не меняется, серьезных изменений в конституции быть не может.

Баланс сил не слишком поменялся в последние годы, поэтому я не думаю, что какие-то серьезные изменения могут быть внесены в конституцию в ближайшее время и что они нужны”, — сказал он.

Однако гендиректор Центра политической информации Алексей Мухин считает, что “конституция, конечно, не священная корова, и, как основной закон страны, она должна меняться, но меняться очень осторожно”. Например, политолог считает нужным отредактировать в документе часть, связанную с приоритетом международного права.

“Прежде всего, вызывают очень много вопросов признание в конституции приоритета международного права над национальным законодательством – это дает возможность воздействовать на Россию извне, подвергая ее различного рода унижениям и обременениям”, — сказал эксперт. Он добавил, что “необходимо избавиться от этой странной зависимости, которая, видимо, по неосторожности была внесена в первоначальный текст конституции в 1993 году”.

По мнению же главы президентского Совета по правам человека (СПЧ), одного из авторов ныне действующего закона о СМИ Михаила Федотова, прежде чем говорить о каких-либо изменениях в конституции РФ, нужно использовать весь ее потенциал.

Источник: https://ria.ru/20161209/1483231104.html

Конституция Республики Беларусь

По времени действия статьи конституции

Действующая Конституция Республики Беларусь 1994 года является главным, основным законом государства. На ее основе формируется вся система текущего законодательства, в ней определяется компетенция государственных органов.

Конституция Республики Беларусь

В Республике Беларусь действует Конституция 1994 года с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 года и 17 октября 2004 года. Она была принята 15 марта 1994 года на 13-й сессии Верховного Совета Республики Беларусь 12-го созыва и является первой в истории суверенной республики и пятой по счету Конституцией Беларуси, принятой после Октябрьской революции 1917 года.Действующая Конституция Республики Беларусь 1994 года является главным, основным законом государства. На ее основе формируется вся система текущего законодательства, в ней определяется компетенция государственных органов.Отличительными чертами действующей Конституции Республики Беларусь являются:

  • политический плюрализм;
  • закрепление в качестве экономической основы многообразия форм собственности;
  • установление равенства государства и гражданина, наличие у них взаимных обязательств;
  • закрепление в качестве вектора для развития текущего законодательства приоритета общепризнанных принципов международного права;
  • верховенство права;
  • разделение и взаимодействие властей;
  • прямой характер действия норм Конституции.

Конституция воздействует на развитие правовой системы, определяет правотворческую компетенцию государственных органов, в ней определяются как объекты, так и границы правового регулирования. В Конституции закрепляются виды нормативных актов и их соподчиненность.Верховенство по отношению ко всем иным правовым актам – важнейшее юридическое свойство Конституции. Соответствующие правила (о верховенстве Конституции) закрепляются в самом Основном Законе. Приоритет Конституции по отношению к иным актам также подкрепляется спецификой ее принятия, изменения или отмены.В Преамбуле Конституции сформулированы основные идеи и принципы, которыми должны руководствоваться народ и власть в процессе государственного строительства и общественного развития. Это ответственность за настоящее состояние и будущее Беларуси; осознание себя полноправным субъектом мирового сообщества, неотъемлемое право на самоопределение; опора на многовековую историю развития белорусской государственности; утверждение прав и свобод каждого гражданина; обеспечение гражданского согласия и незыблемых устоев народовластия и правового государства.

В первом разделе Конституции “Основы конституционного строя” дается характеристика белорусского государства как унитарного демократического социального правового, закреплена взаимная ответственность гражданина и государства.

Во втором разделе “Личность, общество, государство” закрепляются личные, политические, социально-экономические и культурные права и свободы граждан, определяются обязанности граждан, ответственность государства перед обществом и личностью, его обязанность обеспечить материальные гарантии и возможности для полного осуществления прав и свобод граждан.

Третий раздел “Избирательная система. Референдум” закрепляет основные принципы избирательной системы, устанавливает порядок проведения республиканских и местных референдумов.

В четвертом разделе “Президент, Парламент, Правительство, Суд” определяются статус и полномочия Президента; порядок формирования, состав, компетенция, формы и методы деятельности органов государственной власти, определяется структура судебной власти и принципы осуществления правосудия в республике.

Пятый раздел “Местное управление и самоуправление” определяет, через какие структуры гражданами осуществляется местное управление и самоуправление, их статус и полномочия.

В шестом разделе “Прокуратура. Комитет государственного контроля” содержатся нормы, регламентирующие деятельность двух государственных органов – Прокуратуры и Комитета государственного контроля.

В седьмом разделе “Финансово-кредитная система Республики Беларусь” устанавливается, что на территории республики проводится единая бюджетно-финансовая, налоговая, денежно-кредитная и валютная политика, определяется порядок формирования доходов бюджета, осуществление общегосударственных расходов, составления, утверждения и исполнения бюджетов и государственных внебюджетных фондов.

Восьмой раздел “Действие Конституции Республики Беларусь и порядок ее изменения” определяет место и роль Конституции, формирование всей правовой системы с учетом иерархии нормативных актов, а также раскрывает вопросы действия Конституции и порядок ее изменения.

“Заключительные и переходные положения” содержатся в последнем, девятом, разделе Конституции.

В нем обозначены правовые средства для обеспечения перехода к реализации тех норм, которые не могут быть исполнены сразу с введением в действие Конституции, а также содержатся нормы, посвященные особенностям формирования, сохранения полномочий ранее созданных и вновь предусмотренных государственных органов.

Конституция Республики Беларусь воплотила в себе преемственность и опыт многовекового исторического пути Беларуси, ознаменовала новый этап в политическом и социально-экономическом развитии страны. Она основывается на неотъемлемом суверенном праве белорусского народа иметь свою государственность и быть полноправным субъектом мирового сообщества.

В Конституции Республики Беларусь нашел отражение опыт конституционного строительства таких государств, как Австрия, Бельгия, Дания, Италия, США, Франция, ФРГ, Швеция и других стран с учетом особенностей условий развития нашего общества и его исторических традиций.

Белорусская Конституция гарантирует каждому гражданину свободы и права, необходимые для созидательного труда, достойной жизни и гармоничного всестороннего развития личности.Действие Конституции Республики Беларусь и порядок ее изменения определены в разделе VIII Основного Закона.

В статье 138 говорится, что вопрос об изменении и дополнении Конституции рассматривается палатами Парламента по инициативе Президента или не менее 150 тыс. граждан Республики Беларусь, обладающих избирательным правом.В статье 140 закреплено положение о том, что изменения и дополнения Конституции могут быть проведены через референдум.

Решение об изменении и дополнении Конституции путем референдума считается принятым, если за него проало большинство граждан, внесенных в списки для ания.Разделы I “Основы конституционного строя”, II “Личность, общество, государство”, IV “Президент, Парламент, Правительство, Суд” и VIII “Действие Конституции Республики Беларусь и порядок ее изменения” могут быть изменены только путем референдума.

Первые изменения и дополнения в Конституцию Республики Беларусь были внесены в результате проведенного 24 ноября 1996 года республиканского референдума, на который были вынесены два проекта обновленного Основного Закона.За проект, предложенный Президентом Республики Беларусь А.Г.Лукашенко, проали 5175664 человека, или 70,5% от общего числа избирателей.

За проект Верховного Совета – 582437 человек, или 7,9% от общего числа избирателей. На основании результатов референдума Конституция была принята в новой редакции.

Наряду с ранее предусмотренными нормами о разнообразии форм собственности, политическом плюрализме, приоритете общепризнанных принципов международного права, судебной защите гражданами своих прав и свобод появилось положение о верховенстве права, перераспределены полномочия между Президентом, Парламентом и Правительством, расширены некоторые права и свободы.

Внесение изменений в Основной Закон позволило обеспечить эффективную деятельность исполнительной, законодательной и судебной властей, а также главы государства в интересах белорусского народа.

Проведение референдума 1996 года явилось единственным легитимным способом устранить те конституционные положения, которые находились в противоречии с правовыми нормами, общественными потребностями и задачами создания экономически стабильного, социально ориентированного, правового государства.Следующий референдум, на который были вынесены вопросы изменения и дополнения Конституции Республики Беларусь, состоялся 17 октября 2004 года. Его итогом явилось изъятие из части первой статьи 81 Конституции нормы о занятии одним и тем же лицом должности Президента Республики Беларусь не более двух сроков.

Согласно данным Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов, в этом ании приняли участие 90,28% избирателей. За новую редакцию части первой статьи 81 Конституции высказались 79,42% граждан от общего числа внесенных в списки для ания.

Полный текст Конституции Республики Беларусь размещен на портале Национального центра правовой информации Республики Беларусь

Источник: http://president.gov.by/ru/constitution_ru/

По времени действия статьи конституции

По времени действия статьи конституции

Глава 1. Основы конституционного строя Действующая Конституция России не первая и не последняя в ее истории. Появление всякого нового Основного закона в большинстве случаев происходит не на пустом месте, этому предшествует длительная, в том числе правовая, история. У инициаторов конституционной реформы есть два пути – революционный и эволюционный.

Поправки в главы 3—8 должны быть одобрены двумя третями депутатов Государственной Думы и тремя четвертями членов Совета Федерации. После этого предложение о внесении конституционных поправок направляется законодательным представительным органам субъектов Российской Федерации.

В течение года данное предложение должно быть одобрено законодательными представительными органами не менее чем в двух третях субъектов Российской Федерации.

После установления результатов рассмотрения, Совет Федерации в течение семи дней направляет закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации президенту, который в течение четырнадцати дней подписывает и опубликовывает его.

Осуществление Конституции

Конституционное правосознание Осуществление Конституции и конституционное правосознание Осуществление реализацию Конституции РФ отличают от ее действия. Действие Конституции — готовность к воплощению субъектами права ее норм в общественных отношениях. Осуществление Конституции — реальное воплощение названными субъектами конституционных положений.

В данном случае Конституцию можно сравнить с компьютером. Включенный и загруженный компьютер начинает действовать. Только после этого потребители осуществляют корректно, некорректно или не осуществляют вовсе заложенные в нем возможности. Действие Конституции — это характеристика ее собственных рабочих параметров.

Она действует в пространстве территория Российской Федерации , во времени с 25 декабря г. Способы осуществления Конституции Элементарные способы осуществления Конституции субъектами права: использование, соблюдение, исполнение, применение зависят от природы конституционных норм.

Использование — способ осуществления норм, закрепляющих права, свободы, законные интересы людей, их объединений например, нормы гл. Соблюдение — способ осуществления конституционных запретов. Так, ст. Исполнение — осуществление обязывающих норм, предписывающих совершение определенного поведения. Например, ст.

Применение — принятие на основе конституционных норм уполномоченными органами, должностными лицами каких-либо решений: нормативных, индивидуальных. Видами применения норм Конституции РФ являются законодательная деятельность, отправление судами правосудия, осуществление Президентом РФ собственных властных полномочий.

Перечисленные способы осуществления конституционных норм, соединяясь воедино в деятельности субъектов права, обеспечивают осуществление более масштабных возможностей Конституции, ее функций: учредительной, регулятивной и др.

В конечном счете вся совокупность элементарных и функциональных способов осуществления юридической Конституции превращает ее в Конституцию фактическую.

Потенциально заложенные в действующей юридической Конституции возможности значительно шире и содержательнее реализованных в фактической Конституции. Данный разрыв между юридической и фактической конституциями полностью не устраним никогда.

Важно стремиться к его сокращению и, конечно, не за счет урезания оправданных положений юридической Конституции.

Действенность осуществления Конституции тесно связана с конституционным правосознанием как срезом правосознания в целом. Конституционное правосознание Конституционное правосознание — система взглядов, идей, теорий, чувств, установок, ценностей, стереотипов поведения, имеющих своим предметом конституционное регулирование.

Действенность конституции зависит от развитости в обществе конституционных идей, их близости к эмоционально-волевому настрою и ценностным предпочтениям людей.

Если конституционные положения не созвучны господствующим в обществе представлениям, не укоренились в обыденном сознании людей, они не становятся стимулами массового поведения.

Конституционные идеи, заключающие в себе представление о некоем идеальном способе организации жизни общества, в состоянии получить массовый отклик, если перекликаются с представлениями не только об идеальном, но и возможном, необходимом, желаемом.

Разрыв между конституционной нормой и реальными отношениями небезобиден. Он располагает цели конституционного развития вне пределов жизненного пути индивидов конституция хороша, но написана не для нас, а для будущих поколений , подрывает у них ощущение действенности закрепленного законодателем слова.

Как следствие — эпидемия правового нигилизма. Легитимация Конституции Для укоренения конституционных идей в общественном сознании они должны подвергнуться легитимации — признанию, оправданию норм, идей обыденным и профессиональным сознанием. Обычное опорой на воззрения М. Вебера выделяют три способа легитимации: традиционный, харизматический, рационально-правовой.

Хотя данная классификация относится к власти, однако уместно выделение трех указанных типов применительно к конституционным положениям. Легитимация власти в конечном счете представляет собой легитимацию какой-либо идеи идеи сильной руки, нрав человека, идеи демократии.

При традиционном способе легитимации обоснование и оправдание идеи строится на обычае. Легитимация такого типа предполагает безусловное доверие к общественным и государственным институтам, но не к персонифицирующим их лицам.

При харизматическом способе легитимации обоснование и оправдание идеи происходят с помощью авторитета какой-либо известной личности.

Так, легитимация идеи свободы выражения мнений шла путем последовательного привлечения столь несхожих фигур, как В. Ленин, Б. Ельцин, А.

При рационально-правовом способе легитимации идея представляется рациональной, а норма, в которой она закреплена, — правомерной.

Рационально-правовое оправдание — наиболее трудоемкий способ легитимации, так как предполагает детальную разработанность процедуры обоснования и оправдания конституционной идеи.

В рамках этого способа реализуют себя конституционно-правовая наука, правоведение в целом, конституционно-судебная практика. Уместно выделить еще два вида легитимации: ксенический и стереотипический.

При ксеиической легитимации идеи закрепляются в общественном сознании путем многократного их повторения, практически без обоснований.

Данный тип легитимации схож с рекламной кампанией. Он заключается в движении не от укоренения идеи в сознании людей к ее правовому закреплению, а, наоборот, от нормы, еще не понятой и не принятой, — к массовому сознанию. Безусловно, это поверхностная легитимация, но в нашей стране она широко распространена.

Посредством ксеиической легитимации вошли в российское законодательство идеи разделения властей, негосударственной природы местного самоуправления, приоритета конституционного законодательства. Даже сама власть не осознала еще в полной мере их смысл и назначение.

Стереотипическая легитимация предполагает опору идей на широко распространенные стереотипы сознания и поведения.

В основаниях различных способов легитимации правовых идей лежат социальные чувства, укорененные в подсознании: защищенности, сострадания, кровного и социального родства, страха, индивидуализма и др.

Подлинная легитимация конституционных идей завершается тогда, когда те или иные идеи связываются человеком вольно или невольно именно с этими социальными чувствами.

Статья 4. 1. Суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее цели или действия которых направлены на насильственное изменение . продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни. Конститу́ция (от лат. constitutio «устройство, установление, сложение») — основной закон Кроме того, конституции делятся по срокам их действия на постоянные и . а народ время от времени собирается у реки Еврота на собрания. Княжества Литовского, состоявший из 13 разделов ( статьи)

Ни один орган, кроме государственного суда, такими полномочиями в Российской Федерации не обладает. В связи с этим неточной является формулировка ст.

Третейское разбирательство – это общественная, несудебная форма разрешения правовых конфликтов; соответственно, деятельность третейских судов, как и иных квазисудебных органов, не входящих в судебную систему РФ, не является правосудием.

Это не умаляет значения для защиты прав внесудебного порядка разрешения некоторых споров, осуществляемого по волеизъявлению сторон или в связи с установлением федеральным законом обязательной досудебной процедуры их урегулирования.

При условии сохранения возможности обратиться к средствам последующего судебного контроля такой порядок не противоречит конституционному праву на судебную защиту см.

Определение КС РФ от Недопустимость в силу конституционных требований возложения полномочий по осуществлению правосудия на какой-либо иной орган, кроме суда, должен соблюдаться законодателем и при установлении порядка осуществления судопроизводства.

На любой стадии разрешения судебного спора обязательные для всех участников судопроизводства решения вправе принимать только суд как носитель судебной власти, действующий при осуществлении правосудия самостоятельно и независимо от чьей бы то ни было воли, подчиняясь только Конституции и закону см. Постановление КС РФ от Это не препятствует установлению инстанционного порядка прохождения судебных дел, при котором суд более высокой инстанции осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью нижестоящих судов см. Обычно судопроизводство по конкретному делу возбуждается по обращению лица, заинтересованного в защите принадлежащего ему права, которое нарушено или неправомерно оспаривается, однако значительное количество судебных дел возникает также по инициативе лиц, действующих в защиту публичного интереса.

Конституционное правосознание Осуществление Конституции и конституционное правосознание Осуществление реализацию Конституции РФ отличают от ее действия.

Временные конституции могут приниматься на установленный срок или впредь до наступления определенного события. Например, Конституция Таиланда года, включавшая всего 20 статей, действовала до выработки проекта постоянной Конституции Учредительным собранием. Постоянными являются большинство конституций.

Живая Конституция развития

Четверть века — срок, который нас обязывает к анализу пройденного пути. Поэтому предложил проанализировать, как Конституция работает сегодня c учётом требований времени. Позднее конкретизировал ряд своих предложений по обеспечению баланса ветвей власти. Тема вызвала достаточно большой резонанс. Российская Конституция была принята в году в крайне тяжёлое и сложное для страны время.

Конституция Российской Федерации

Все компоненты права на неприкосновенность частной жизни образуют, по мнению Петрухина И. Если представить право на частную жизнь граждан как совокупность гарантированных им тайн, то среди них можно различать тайны личные никому не доверенные и тайны профессиональные доверенные представителям определенных профессий для защиты прав и законных интересов граждан.

В этом смысле к личным тайнам следовало бы отнести тайну творчества и общения, тайну семейных и интимных взаимоотношений, тайну жилища, дневников, личных бумаг, тайну почтово-телеграфной корреспонденции и телефонных переговоров.

Комментируемая норма статьи 23 Конституции Российской Федерации о праве на неприкосновенность частной жизни и личную тайну была применена Конституционным Судом РФ при рассмотрении запроса Лангепасского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа о проверке конституционности п.

Позиция заявителя состояла в том, что положения указанного Закона, уполномочивающие судебного пристава-исполнителя истребовать в банке справки о составляющих банковскую тайну вкладах физических лиц без запроса согласия суда, нарушают конституционные права клиентов банков на неприкосновенность частной жизни и личную тайну ч.

Конституционный Суд пришел к выводу о том, что из конституционных гарантий неприкосновенности частной жизни, личной тайны и недопустимости распространения информации о частной жизни лица без его согласия вытекают как право каждого на сохранение в тайне сведений о его банковских счетах и банковских вкладах и иных сведений, виды и объем которых устанавливаются законом, так и соответствующая обязанность банков, иных кредитных организаций хранить банковскую тайну, а также обязанность государства обеспечивать это право в законодательстве и правоприменительной практике. Тем самым Конституция определяет основы правового режима и законодательного регулирования банковской тайны как условия свободы экономической деятельности, вытекающей из природы рыночных отношений, и гарантии права граждан на свободное использование своего имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, а также как способа защиты сведений о частной жизни граждан, в том числе об их материальном положении, и защиты личной тайны. Институт банковской тайны по своей природе и назначению имеет публично-частный характер и направлен на обеспечение условий для эффективного функционирования банковской системы и гражданского оборота, основанного на свободе его участников; одновременно данный институт гарантирует основные права граждан и защищаемые Конституцией интересы физических и юридических лиц. Исходя из этих конституционных гарантий, банковская тайна обеспечивает охрану сведений, разглашение которых может нарушить права клиента, а пределы возложенной на банк обязанности хранить банковскую тайну определяются законом. Федеральный законодатель вправе возложить на банк, иную кредитную организацию обязанность по предоставлению государственным органам и их должностным лицам сведений, составляющих банковскую тайну, только в пределах и объеме, необходимых для реализации указанных в Конституции целей, включая публичные интересы и интересы других лиц.

Национальный Парламент должен называться и быть известен, а в этой Конституции упоминаться как Оiгеасhtаs. Парламент должен включать Президента и две палаты: Палату представителей и Сенат, называемый Sеапаd Еiгеапп.

Деталь из стелы Хаммурапи показывает, что он получает законы Вавилона от сидящего божества солнца.

Прообразами современных конституций можно считать учредительные законы, устанавливавшиеся в древнегреческих полисах, как правило, особыми законодателями, из которых наиболее известны законы Солона и Клисфена в Афинах.

В Риме в роли такого законодателя выступил царь Сервий Туллий. Спартанская неписанная конституция приписывалась легендарному Ликургу её истинный автор неизвестен.

Ваш IP-адрес заблокирован

Источник: https://hpmusic.ru/semeynoe-pravo/po-vremeni-deystviya-stati-konstitutsii.php

Живая Конституция развития

По времени действия статьи конституции

12 декабря прошлого года исполнилось 25 лет Конституции России. Четверть века – срок, который нас обязывает к анализу пройденного пути. Поэтому предложил проанализировать, как Конституция работает сегодня c учетом требований времени. Оценить, что мы можем сделать для дальнейшего повышения эффективности ее принципов и норм.

Позднее конкретизировал ряд своих предложений по обеспечению баланса ветвей власти. Тема вызвала достаточно большой резонанс. В этой связи в данной статье хотел бы подробнее раскрыть свою позицию.

Российская Конституция была принята в 1993 году в крайне тяжелое и сложное для страны время. Было очень важно, что Конституция определила путь и приоритеты развития России как сильного, демократического и правового государства.

Государства, которое утверждает и защищает права и свободы человека и гражданина. Защищает национальный суверенитет и общественное согласие.

Ставит в качестве базового – принцип социального государства, создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Сегодня очевидно, насколько большое значение имело всенародное ание за принятие Конституции.

Насколько большую роль она сыграла в стабилизации обстановки в стране, преодолении тяжелого политического кризиса и сохранении территориальной целостности государства.

Как ее нормы и принципы способствовали последующему укреплению и социально-экономическому восстановлению России, создавали условия для ее стабильного развития. 

Да, многие конституционные принципы удалось реализовать далеко не сразу. В 90-е годы ряд принципиальных положений Конституции оставались, скорее, декларациями и намерениями.

Но принципиально важно, что они были зафиксированы в Основном законе страны.

И это, во многом, позволило затем начать возрождать страну, восстанавливать силу и единство государства и общества, социальную справедливость. 

Это еще раз доказывает, насколько большое значение имеют не только непосредственно конституционные нормы, но и те принципы и ценности, которые заложены в Основной закон и предопределяют его жизнеспособность, потенциал развития страны. Именно опираясь на такой правовой фундамент и дух Конституции, за минувшие десятилетия нам многое удалось сделать. 

Данный вывод особенно важен и актуален, поскольку время постоянно идет вперед. Сегодня перед страной возникают новые вызовы. А стратегические задачи развития требуют еще большей эффективности их решения.

Поэтому и необходимо оценить потенциал для развития и дальнейшего повышения эффективности работы принципов и норм Конституции.

Ответить на соответствующие вопросы крайне важно. Согласно социологическим исследованиям именно соблюдение и максимально полная реализация конституционных прав граждан – прежде всего социальных прав – является безусловным приоритетом для общества. 

В частности, реализация принципов социального государства, создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, которые установлены статьей 7 Конституции – это ключевой запрос общества к конституционной системе. Это запрос на социальную справедливость. 

Безусловно, речь не идет об изменении и пересмотре базовых положений Конституции. Они незыблемы. Напротив, необходимо говорить о том, как добиться их максимально качественной реализации, адаптировать к новым вызовам и требованиям времени.

Какие для этого необходимы новые конституционные трактовки или дополнительные законодательные решения, отвечающие запросам людей и коренным задачам развития страны.

И лишь иногда целесообразны точечные корректировки Конституции, которые позволяют лучше раскрыть правовой потенциал нашего Основного закона.

Данный подход полностью соответствует распространенной в мировой конституционной практике доктрине «живой Конституции», необходимость реализации которой в нашей стране постоянно подчеркивает Председатель Конституционного суда Валерий Дмитриевич Зорькин.

Даже при неизменности основных положений Основного закона их содержание и смысл, актуальное наполнение постоянно развиваются. Для этого на основе Конституции, создана система законодательства, которая расширяется и совершенствуется.

Важна и роль Конституционного суда, который непосредственно актуализирует Конституцию, применяя в ее трактовке различные правовые доктрины – такие как конституционная идентичность нации или необходимость поддержания доверия к закону.

Если говорить о принципах социального государства, то очевидно, например, что конституционно закрепленные понятия «достойная жизнь» и «свободное развитие человека» не только не имеют четкого теоретического и правового описания, но кроме этого – они динамичны и могут меняться со временем.

Достойные условия жизни человека и возможности для его свободного развития сейчас и 25 лет назад — это совершенно разное наполнение этих понятий. Сегодня люди мыслят об этом шире, чем два десятилетия назад. Требования выше. Стандарты современнее.

Начиная от продолжительности жизни и качества инфраструктуры и заканчивая новыми технологиями, их возможностями, свободным доступом к ним, безопасностью. 

Государство понимает это, когда ставит новые национальные цели развития, повышения качества жизни, образования, здравоохранения, развития цифровой экономики, экологического благополучия. Ведь нормы и формулировки Конституции не изменились, а то, что мы в них вкладываем, чего ждем – представление об этом существенно расширилось. 

Одновременно принципиально важно оценивать реализацию норм Конституции не только в существующем законодательстве, но и в том, которое должно быть разработано в ближайшие годы.

Это касается новых сфер технологического и социально-экономического развития, которые на сегодняшний день в правовом плане еще не урегулированы.

Речь идет, например, о цифровизации, больших данных, искусственном интеллекте, цифровой безопасности, генных и биотехнологиях, робототехнике. Во всех этих сферах возникают вопросы о соблюдении прав человека, конституционных принципов. 

Мы обязательно должны анализировать эти вопросы, работая в ближайшие годы над формированием современного и передового законодательства в данных сферах.

В свою очередь, обеспечивать на практике нормы социального государства могут и должны, прежде всего, именно согласованные действия всех ветвей и органов власти.

Представляя интересы граждан, парламент законодательно определяет оптимальные формы реализации конституционных принципов, в том числе в меняющихся новых условиях и вызовах. Задача исполнительной власти на практике реализовать эти сформулированные представителями народа и установленные законом механизмы достижения конституционных целей. В свою очередь – под парламентским контролем.

Вот почему особо выделяю в анализе Конституции вопросы, связанные с отсутствием необходимого баланса в деятельности законодательной и исполнительной ветвей власти. И здесь действительно могут быть необходимы отдельные, точечные конституционные новации. 

Почему это так? Больший баланс властей не сводится к задаче обеспечения сдержек и противовесов. Главное, что он должен обеспечивать – это более высокое качество взаимодействия и согласованности работы государственного механизма. Качество демократического правления, которое, в свою очередь, как раз и необходимо для максимально полной реализации прав и конституционных основ. 

Демократия — это процедура, поэтому, чем больше процедур взаимодействия и контроля властей фиксирует и определяет Конституция, тем более эффективным может быть государственное управление. Вот почему именно такого рода поправки в Конституцию могут быть целесообразны.

Собственно говоря, по этому пути уже и развивается российская конституционная модель. Так, совершенно правильно были сделаны шаги по внесению изменений в Конституцию в 2008 году.

Речь идет о поправках в пункт «в» статьи 103 и пункт «а» статьи 114 Конституции РФ, которыми были установлены нормы об обязанности Правительства ежегодно отчитываться перед депутатами о результатах своей деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой.

Таким образом, направление реализованных конституционных новаций уже задало вектор на обеспечение более точного баланса ветвей власти. И это дает результат. Мы видим, что выросла ответственность Правительства и качество власти в целом, стал эффективнее парламентский контроль за принимаемыми решениями. 

Сегодня необходимо идти по этому пути дальше. В частности, целесообразно дополнительно детализировать нормы отчета Правительства перед парламентом по вопросам, поставленным Государственной Думой, в том числе в части оценки деятельности отдельных министерств.

Также было бы правильно — подчеркну, на мой взгляд — дополнительно рассмотреть вопрос участия Государственной Думы в формировании Правительства Российской Федерации.

Сегодня в соответствии с Конституцией РФ (связанные положения пункта «а» ст. 83, пункта «а» ст. 103 и частей 1–3 ст.

111), Государственная Дума участвует в формировании Правительства только в рамках процедуры дачи согласия Президенту на назначение Председателя Правительства.

Но формирование самого Правительства на практике, исходя из опыта моей работы и в Правительстве Российской Федерации, и Администрации Президента, осуществляется самим Председателем Правительства.

Президент Российской Федерации принимает решение о составе Правительства по представлению Председателя Правительства (пункт «д» ст. 83, часть 2 ст. 112 Конституции РФ, а также ст.

9 ФКЗ «О Правительстве РФ»), но без возможности опереться на альтернативную позицию или мнение по кандидатурам.

При внесении предложений Председателем Правительства по кандидатурам будущих членов Правительства для назначения Президентом Российской Федерации, отсутствуют процедуры их обсуждения и консультаций.

В соответствии с Конституцией и Федеральным конституционным Законом «О Правительстве Российской Федерации», Правительство осуществляет исполнительную власть как коллегиальный орган, состоящий из Председателя Правительства, заместителей Председателя Правительства и федеральных министров.

В этой связи было бы правильно, на мой взгляд, чтобы Государственная Дума, как минимум, участвовала в консультациях при назначении членов Правительства. Это могут быть соответствующие процедуры, но они требуют внесения изменений в Конституцию. 

Наличие возможности представительной власти высказать свое мнение главе государства по предлагаемому составу Правительства как органа, осуществляющего исполнительную власть, соответствовало бы принципам должного баланса властей, обеспечивало бы более высокий уровень ответственности в работе членов Правительства. И, что также важно, способствовало повышению эффективности реализации конституционных полномочий Президента Российской Федерации по обеспечению согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти.

Таким образом, главный вывод и формула актуализации Конституции состоит в следующем. Базовые конституционные нормы и ценности неизменны.

Другие положения Конституции могут развиваться и адаптироваться к современности.

Но это должно происходить через механизмы качества демократии, процедурную насыщенность баланса и взаимодействия властей, требуемую для достижения конституционных целей, в частности целей социального государства. 

Источник: «Парламентская газета»

Источник: http://duma.gov.ru/news/45717/

По времени действия статьи конституции | Вопрос Юристу

По времени действия статьи конституции

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос «По времени действия статьи конституции». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Конституционные нормы действуют без утверждения какими-либо органами государственной власти или должностными лицами.

Конституция РФ — ядро правовой системы государства, основа развития текущего (отраслевого) законодательства.
Таким образом, Конституция РФ является основным источником не только конституционного права, но и всех других отраслей российской системы права.

Школьникам. Материалы для подготовки к ЕГЭ по Обществознанию

Ваше угощение будет обязательно доставлено до автора. Чашка кофе — это не много, но она согревает и придает силы творить дальше. Вы можете выбрать, чем угостить автора.

Конституционное право является сложной системой, включающей множество взаимодействующих частей и элементов, которые характеризуют его внутреннее строение и обособляют его. Текст в этой статье или разделе представляет собой ничего, по сути, не доказывающие тенденциозно подобранные факты и прочую софистику.

Временные и постоянные конституции

Итак, закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, подлежит применению лишь к тем правонарушениям, которые совершены после его издания, и не распространяется на деяния, имевшие место до его принятия. Аналогичные указания содержатся в Уголовном кодексе РФ и Кодексе об административных правонарушениях РФ.

Даже когда конституционные нормы реализуются наряду с нормами текущего законодательства, действие Конституции РФ не утрачивает непосредственного характера. П.д.к. — необходимое условие соблюдения законности.

Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

В первых строчках указывается на многонациональность нашего народа, хотя в конституциях других стран говорится о едином народе страны. Так, в конституции США фигурирует «народ Соединённых Штатов», а в конституции Франции — «французский народ».

2. временные и постоянные конституции

С другой стороны, есть страны, где конституции являют образец стабильности. Не говоря уже о США, в Норвегии действует единственная конституция с 1814 года, в Бельгии – с 1831 года (правда, с многочисленными поправками, особенно в 60-е–80-е гг. нынешнего столетия), в Люксембурге – также единственная с 1868 года.

Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации.

Ст. 80 (ч. 2) Конституции РФ устанавливает, что Президент России является ее гарантом. В своей присяге он обязуется соблюдать и защищать Конституцию Российской Федерации (ч. 1, ст. 82). Президент имеет право приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Федерации в случае противоречия их федеральной Конституции.

Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.

Действие нормативных правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц

Надо отметить, что формулировки Конституции являются весьма общими, поэтому опасность некоторых заложенных в Конституцию мин не так очевидна. Однако именно на эти заложенные в Конституцию мины любят ссылаться проамериканские силы.

Все нормы Конституции должны рассматриваться как нормы прямого действия: непрямое действие той или иной конституционной нормы должно рассматриваться как исключение и быть специально оговорено в самой Конституции.

Весной 1993 г. по инициативе Президента РФ был разработан новый проект Конституции, для завершения подготовки которого летом 1993 г. созвали Конституционное Совещание. Осенью 1993 г. Конституционное Совещание продолжило работу над проектом нового Основного закона РФ, который в конце года был вынесен на всенародное ание, состоявшееся 12 декабря 1993 г.

Обеспечение прямого действия Конституции — одна из главных задач органов правосудия. Непосредственное применение конституционных норм в области прав и свобод граждан начал обеспечивать Конституционный Суд Российской Федерации.

В Конституции РФ воплощена учредительная власть народа, который является носителем суверенитета и единственным источником власти.

Такой закон подлежит применению лишь к тем правонарушениям, которые совершены после его издания, и не распространяется на деяния, имевшие место до его принятия. Аналогичные указания содержатся в УК и КоАП.

Объективные причины (источники) возникновения и существования конституционного права коренятся в материальных условиях жизни общества.
Наука конституционного права изучает конституционно-правовые нормы, принципы и институты, а также общественные отношения, которые регулируются или могут либо должны регулироваться ими.

Норма ч.2 ст.54 является важной правовой гарантией свободы поведения гражданина в обществе, позволяет ему совершать те или иные действия, сообразуясь лишь с действующим законом.

В более близкой нам Европе многие страны также не могут похвастаться большой конституционной стабильностью.

К настоящему времени в Португалии с начала прошлого века было 7 конституций, во Франции с 1789 года действовало 11 конституций (многие другие, будучи разработанными, не вступили в силу), в Греции со времени обретения независимости было 11 конституций, а в Испании с 1812 года – также 11.

Например, Конституция Таиланда 1959 года, включавшая всего 20 статей, действовала до выработки проекта постоянной Конституции Учредительным собранием.

В более близкой нам Европе многие страны также не могут похвастаться большой конституционной стабильностью.

К настоящему времени в Португалии с начала прошлого века было 7 конституций, во Франции с 1789 года действовало 11 конституций (многие другие, будучи разработанными, не вступили в силу), в Греции со времени обретения независимости было 11 конституций, а в Испании с 1812 года – также 11.

О верховенстве Конституции РФ говорится непосредственно в конституционном тексте (ч.2 ст.4, ч.1,2 ст.15).

Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

Практическое значение прямодействия конституции состоит в том, что у гражданина непосредственно на основе конституционных норм возникают права, за защитой которых он имеет право обратиться в суд, ссылаясь исключительно на статью конституции, а суд не вправе отказать в рассмотрении дела, ссылаясь на то, что нет конкретизирующих данную норму законов или подзаконных актов.

Проф. А.Б. Венгеров справедливо замечает, что государственный орган, используя свойство непосредственного действия конституционной нормы, может на ее основе запустить соответствующий принудительный механизм, в том числе и «силовой».

Анализируются различные подходы к раскрытию закрепленных в ч. 1 ст. 15 Конституции РФ ее прямого действия и прямого применения. На основании исследованного материала выявляются различия между указанными терминами.

Таким образом, конституционные нормы — это нормы либо прямого действия, либо сочетающие прямое и опосредованное действия. П.д.к. провозглашено в самой Конституции РФ (ст. 15 ч. I): предусм. отрено также, что «права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими» (ст. 18).

Регулирует широкую сферу общественных отношений, наиболее важные из которых затрагивают коренные интересы всех членов общества, всех граждан.

3. Классификация по содержанию и характеру конституций

Прямое действие — одно из основных требований к сегодняшней демократической конституции. Такой принцип содержится и в Конституции Российской Федерации, что значит, что любой гражданин при защите своих прав может ссылаться прямо на Конституцию, а не на законы, уточняющие ее.

РФ ее прямого действия и прямого применения. На основании исследованного материала выявляются различия между указанными терминами.

Упоминание многонациональности можно трактовать как указание на тот факт, что русский народ не является единым, а делится на разнородные национальности. Есть два различных подхода к определению места русских в России.

Первый вариант: каждый гражданин России является русским и, следовательно, в России живут русские славяне, русские татары, русские евреи и так далее. Это предполагает не только возможность, но и необходимость, целесообразность установления в отраслевых законах правовых норм, соответствующих положениям ст.

54, которые бы развивали и дополняли эти положения, определяли условия и порядок их применения с учетом специфики данного вида ответственности.

22. ПРЯМОЕ ДЕЙСТВИЕ КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

The authors analyzed theoretical material: the works of A.B. Vengerov, N.V. Vitruk, Yu.I. Grevtsov, A.N. Kokotov, I.A. Kravets, V.O. Luchin, V.V. Nevinskii, B.S.

Ebzeev, — as well as empirical data — decisions of the Constitutional Court of the Russian Federation and other courts.

The authors came to the conclusion that the direct effect of the Constitution of the Russian Federation is a legal feature of the norms of the Basic Law, that are implemented irrespective of the existence of normative legal acts that specify them.

Приведем несколько примеров из отраслевого законодательства, в котором нашла свое продолжение комментируемая конституционная норма.

Возведение правовых норм о действии закона во времени в разряд конституционных (обладающих наивысшей силой) свидетельствует об их высокой значимости и ценности; они носят теперь всеобщий характер, распространяясь на все законы, устанавливающие юридическую ответственность граждан за правонарушения.

Глава 8. Местное самоуправление

Например, Конституция Таиланда 1959 года, включавшая всего 20 статей, действовала до выработки проекта постоянной Конституции Учредительным собранием.

Ее нормы подлежат применению и в тех случаях, когда в том или ином законе или нормативном правовом акте они не нашли соответствующего отражения.Сфера прямое действие Конституции не ограничивается самостоятельным применением конституционных норм государственными органами и общественными организациями.

Источник: https://autoxlam.ru/yekonomika/3590-po-vremeni-deystviya-stati-konstitucii.html

ПраваСовет
Добавить комментарий