В законе об образование образовательнаяуслуга это

Образовательная услуга: понятие, особенности, классификация

В законе об образование образовательнаяуслуга это

В условиях рыночной экономики деятельностьсистемы образования как социальногоинститута, обеспечивающего воспроизводствоинтеллектуально-культурного потенциалаобщества, выступает как образовательнаяуслуга, принимающая товарную форму и,следовательно, имеющая свою потребительнуюстоимость.

Потребительная стоимость образовательныхуслуг заключается в том, что они создаютчеловеческий капитал, проявляющийся вболее квалифицированной и болеепроизводительной рабочей силе.

В связис этим спрос на образовательные услугиформируется потребителями, предполагающими,исходя из теории рациональныхпотребительских ожиданий, что инвестициив образование окупятся впоследствии входе трудовой деятельности в виде болеевысоких доходов, чем у тех, кто сделалменьшие инвестиции.

Последнее представление выработалосьв эпоху огосударствленной экономики.Потребителем было государство,государственные учебные заведениявыполняли его задание, готовя специалистовв соответствии с плановой разнарядкойи направляя их по окончании обученияна те рабочие места, где они нужны былигосударству.

Иными словами, продуктом образования был специалист. Тот факт,что абитуриенты, будущие специалисты,были живыми людьми и сами желали получитьто или иное образование, а в итогеприобретал и для своей пользы квалификациюи дающие определенные права документы,имел второстепенное значение.Врыночной экономике дело обстоит по-иному.

Образовательная услуга и есть основнойпродукт, приобретаемый потребителемза свои деньги или за деньги спонсора(при бесплатном образовании именноспонсором — а не заказчиком — выступаетгосударство). Потребителем, оплачивающимуслугу, может быть и организация,нуждающаяся в специалистах, а в частномслучае и государство.

Это означает, чтов данном частном случае осуществляетсяособая услуга – подготовка специалиста.

Понятие образовательной услуги всовременной рыночной терминологии:образовательная услуга – это:

1) учебно-педагогическая деятельность;

2) предоставление образовательнымучреждением возможности полученияобразования, повышающего стоимостьрабочей силы потребителя и улучшающегоего конкурентоспособность на рынкетруда;

3) система знаний, информации, умений инавыков, которые используются в целяхудовлетворения разнообразныхобразовательных потребностей личности,общества, государства;

4) в частном случае подготовка специалистаопределенной квалификации дляорганизации-потребителя.

Можно выделить следующие особенностиобразовательных услуг:

• подобно всем услугам они невещественныи не могут накапливаться, но накапливаютсяих результаты как действий, направленныхна формирование человеческого капитала;

• образовательная услуга имеетзначительную протяженность во времени;

• потребитель образовательных услугдолжен обладать определенным наборомкачеств (уровень образования, объемзнаний, умений, навыков, норм общественногоповедения, иногда соответствиедополнительным требованиям к состояниюздоровья, полу);

• образовательные услуги производятсяи потребляются одновременно, онипредоставляются потребителю полностьюсамим производителем без посредников,хотя и допускают, при использованиикомпьютерных технологий, применениедистанционных методов обучения;

• в потреблении образовательных услугобязательно активное участие(интеллектуальное) потребителя;

• качество образовательных услуг вконечном итоге влияет на развитиеобщества, отсюда вытекает заинтересованностьгосударства в их качестве и необходимостьсоответствия последнего требованиямгосударственного контроля – даже вусловиях рыночной экономики.

В соответствии с определениемобразовательных услуг можно предложитьследующую их классификацию:

• по длительности оказания: краткосрочные– от одного дня до месяца; среднесрочные– от месяца до года; долгосрочные сразличными уровнями – незаконченноесреднее, среднее, среднее специальное,высшее, курсы повышения квалификации,аспирантура, докторантура;

• по констатации достижения гражданином(обучающимся) установленных государствомобразовательных уровней (образовательныхцензов): с получением документов,подтверждающих достижение образовательногоуровня; без получения;

• по способу возмещения средств заобучение: образовательные услуги,оказываемые бесплатно (за счет бюджетныхсредств); платные; с частичным возмещениемзатрат.

Выделяют ассортимент образовательныхуслуг и их номенклатуру. Ассортиментможно определить как набор направленийи специальностей, определенных вгосударственном образовательномстандарте. Номенклатура – это совокупностьвсех предлагаемых услуг: подготовкаспециалистов (разного уровня);переподготовка специалистов, включаявторое высшее образование; повышениеквалификации и т.д.

Спецификой рынка образовательных услугявляется необязательность совпаденияпонятий «потребитель» и «покупатель».

Потребители образовательных услуг -непосредственно сами обучающиеся,независимо от того, оплачивается ли ихучеба.

Покупатели образовательных услуг – этоте, кто платит за образование. Ими могутбыть и сами учащиеся, и их родители, ифирмы, оплачивающие обучение сотрудникаили его ребенка, и государство, заказывающееподготовку специалистов.

Потребитель образовательных услуг,участвуя в конкурсе бюджетных мест илиоплачивая образовательную услугу, вомногом прогнозирует себя как продавцарабочей силы – с учетом длительностипроцесса оказания услуг и неизбежнодолгосрочного характера прогноза.

Долгосрочный прогноз конъюнктуры нарынке труда осуществляет также фирма,оплачивающая обучение своего сотрудника,но цель этого прогноза иная – оценитьсобственную перспективную потребностьв специалистах.

Продавцы образовательных услуг – этопрежде всего учебные заведения различныхуровней, различной специализации иразличных форм собственности.

Помимо учебных заведений продавцамиобразовательных услуг могут выступать:

· предприятия, организующие курсыповышения квалификации работников;

· посреднические фирмы (агентства потрудоустройству, биржи труда и т.д.);

· отдельные преподаватели, предлагающиерепетиторские услуги.

Под конъюнктурой рынка понимаетсяопределенное соотношение между спросоми предложением как по отдельным товарами их группам, так и по товарной и денежноймассе в целом. Для образовательных услугконъюнктура рынка во многом зависит отконъюнктуры рынка труда, который взначительной степени, но не в полномобъеме определяется социальными иэкономическими факторами.

Исследование конъюнктуры рынкаобразовательных услуг является однойиз стадий маркетингового анализа,который должен учитывать две группыфакторов, учитывающих:

1. специфику циклического развитияэкономики региона либо страны (спад,депрессия, оживление, подъем);

2. научно-технический прогресс,государственное регулирование, инфляцию,социальные конфликты и т.д.

Факторы второй группы могут затушеватьи изменять факторы первой группы, чтомы и наблюдаем в настоящее время: спади депрессия экономики сопровождаютсяростом объемов образовательных услуг.

Под емкостью рынка, как правило, понимаютвозможные объемы продаж. Под емкостьюрынка образовательных услуг мы будемподразумевать возможный набор учащихся,агрегированный по различным признакам.

Как уже отмечалось, образовательнойуслуги присущи такие свойства, какнеосязаемость, неотделимость отпроизводителя, непостоянство качества,несохраняемость.

Обычно под образовательнымиуслугами понимаются объем учебной инаучной информации, сумма знанийобщеобразовательного и специальногохарактера, и практические навыки,передаваемые личности по определеннойпрограмме.

Но качество образовательнойуслуги зависит не только от качества иколичества труда преподавателя, но иот качества и количества труда учащегося.

Производство образовательных услугимеет такие специфические особенности,как высшая степень индивидуализации(каждый субъект их производстваиндивидуален в силу особой индивидуальностикаждого отдельного человека) игетерогенность (разнообразие). То естьу образовательных услуг большая степеньпотребительской ориентации, чем у любогодругого продукта. Природа образовательныхуслуг такова, что для образовательногопроизводства характерно преобладаниеэкстенсивных форм развития.

Наряду с рассмотренными свойствамиможно выделить и такие характеристики,как высокая стоимость образовательныхуслуг, относительная длительность ихпроизводства; всеобщность данной формыпродукции. Каждый человек (в большейили меньшей мере) нуждается в полученииобразовательных услуг. И неважно, вданном случае, в каком объеме, какогокачества.

Отсюда, рынок образовательных услуг сточки зрения спроса не имеет границ исегментируется лишь по видам образовательныхуслуг, а с точки зрения предложения ввысокой степени монополен в силу высокойстоимости организации их производства.Монопольно и производство образовательныхуслуг, что определяется спецификойтехнологий производства, особенностьюпроизводимого продукта и особымхарактером его потребления.

Рассмотрим образовательную услугу спозиций потребления.

Одновременность производства ипотребления образовательных услугдолжна привести к тому, что процессоказания услуг как деятельность совпадаетс ее результатом (полезным эффектом).Полезный эффект образовательных услугхарактеризует степень удовлетворенияпотребителя услугой.

Так как существует многосубъектностьпотребления образовательных услуг, ток характеристике их потребления отнесемсложность потребительского выбора,поскольку не каждый из субъектовпотребителей образовательных услугвладеет полной информацией о потребительскихсвойствах данной услуги. Мало того, всилу слабой изученности структурыпотребителей в образовании, структурысамого образования, структурыобразовательной услуги, зачастуюсубъекты-потребители образовательныхуслуг не имеют возможности даже косвеннойоценки полезности этих услуг.

Отметим и такую особенность образовательнойуслуги, как творческое содержаниепроцесса ее потребления. Другойособенностью является соответствиеуровня потребления уровню(количественно-качественному)образовательной услуги. Потреблениеобразовательных услуг обусловливаетсятакже не только уровнем интеллектуальногоразвития, но и возрастными особенностямиорганизма человека.

Особенностью потребления образовательныхуслуг является и необходимость личногоконтакта людей. Процесс самообразованияв этом смысле не является процессомпотребления данной услуги.

С позицийпотребления образовательные услугиможно характеризовать как несохраняемые,так как, с одной стороны, существуетспособность человека забывать, с другой- идет быстрое моральное старениенекоторых видов образовательных услуг.

Наряду с рассмотренными свойствамиобразовательных услуг с точки зренияпотребления можно выделить и такиехарактеристики, как эридитарность(отсроченность эффекта), зависимостьот условий потребления.

Еще одной особенностью образовательнойуслуги является ее общественноеколлективное потребление. Результатполучения образовательной услугисказывается не только для отдельногочеловека, но и для общества в целом черезповышение качества самого общества.

К основным свойствам образовательнойуслуги с точки зрения потребленияследует отнести то, что она преобразуетсамого потребителя, а через него и всеобщество.

Отметим более сильную мотивацию вэкономическом поведении потребителяобразовательной услуги по сравнению сэкономическими субъектами на обычномтоварном рынке. Она связана с утверждениемсоциальной престижности экономическогосубъекта, а также с возможностьюприобщения к образу жизни определенногослоя общества.

Еще одной особенностью образовательнойуслуги является то, что она не естьрезультат только труда системы«ученик-учитель», «преподаватель-учащийся(студент)». Результат, каковым онаявляется, опосредуется средой, в которойее производят, средой, в которойпотребляется образовательная услуга(для конечного потребителя).

Согласно Закону, образовательную(учебную) деятельность вправе осуществлятьюридические лица, а также физическиелица, зарегистрированные в качествеиндивидуальных предпринимателей.

Приэтом (цитируем Закон) “государственныеи частные образовательные организациимогут создаваться в организационно-правовыхформах, предусмотренных гражданскимзаконодательством Российской Федерациидля некоммерческих организаций“.

Таким образом, законодательство исключаеткоммерческие организации из образовательногопроцесса – ООО, ЗАО, ОАО и им подобныеорганизации вести образовательнуюдеятельность не вправе.

Образовательная деятельность,осуществляемая юридическим лицом,подлежит обязательному лицензированию.В то же время, индивидуальная трудоваяпедагогическая деятельность, осуществляемаяфизическим лицом – предпринимателем,по Закону не лицензируется. Закон нерасшифровывает, что следует пониматьпод индивидуальной педагогическойдеятельностью.

По нашему мнению,основанному на сложившейся практике,к ней следует относить образовательныеуслуги, оказываемые физическим лицом,имеющим соответствующее педагогическое(профессиональное) образование,единолично, собственным трудом (безпривлечения по найму и по иным основаниямдругих специалистов, занятых вобразовательном процессе) – например,репетиторство, гувернерство и т.п.

Процедура получения лицензии на правоведения образовательной деятельностидостаточно сложна, о ней мы расскажемниже. Здесь же отметим, что обойтитребование Закона и осуществлятьобразовательную деятельность безлицензии нельзя – подобные действиявлекут за собой уголовную ответственность.

В то же время, к образовательный услугамне относятся такие виды деятельности,как проведение семинаров, тренингов,лекций, выставок, оказание консультацийи т.д. – но только в том случае, если поокончании подобных мероприятий слушателямне выдаются документы (дипломы,аттестаты, свидетельства, справки ипр.) о полученном образовании или оприсвоенной квалификации.

В качествепримера деятельности, не являющейсяобразовательной и не подлежащейлицензированию, можно привести лекциипо астрономии, читаемые в Планетарии,сопровождающиеся демонстрацией звездногонеба с помощью специального аппарата,которые может посетить любой желающий,купивший билет.

Аналогично, не относитсяк образовательной деятельность музеев,предоставляющих широкой публике доступк своим экспонатам.

Очевидно, что деятельностью, “похожей”на образовательную, но таковой неявляющейся, могут заниматься юридическиелица любых форм (в том числе ООО и ЗАО),а не только некоммерческие организации.

Источник: https://studfile.net/preview/7266553/page:2/

Образовательная услуга как общественное благо

В законе об образование образовательнаяуслуга это

В статье даются определения образовательной услуги, раскрывается понятие образовательной услуги как общественного блага.

Существование общественного сектора экономики преимущественно вызвано наличием общественных благ.

Образование, обладающее всеохватывающим характером и способностью проникать почти во все сферы общественной жᴎᴈни и разные стороны человеческой деятельности, воздействующее на разные объекты, явления и процессы социальной жᴎᴈни, которое дает им возможность с той или иной степенью результативности влиять на общее состояние дел в обществе, регулировать и контролировать их.

Отдельное место среди разнообразных услуг, реализуемых как на мировых рынках, так и на национальных, захватывающие образовательные услуги, обладающие большой социальной значимостью. Рынок образовательных услуг, с точки зрения структуры экономики, относится к непроизводственному сектору, доля которого в развитых странах превышает 50 %.

Многоаспектность употребления категории «образовательная услуга» в различных отраслях знаний породила целый ряд её определений. Рассмотрим некоторые из них.

В исследованиях Даниловой Т. В.

образовательная услуга рассматривается как объединение результатов образовательного процесса и сопровождающих ему вспомогательных процессов, которая представлена высшими образовательными учреждениями на рынке образовательных услуг и непосредственно направленных на удовлетворение установленных и предполагаемых образовательных потребностей конкретного потребителя [3, с.21].

По утверждению Бурденко Е. В. под образовательной услугой понимается «…полезный вид труда, который непосредственно удовлетворяет потребность человека в образовании и как материально-вещественный продукт позволяющий удовлетворить образовательную потребность человека самостоятельно (обучающие программы, учебники, пособия и др.)» [2, с. 13].

Лукашенко М. рассматривает образовательную услугу как совокупность целесообразной деятельности, которая удовлетворяет потребность индивида в образовании, и промежуточных образовательных продуктов в форме вещи, которая сопровождает такую деятельность [5, с.15].

Итак, образовательные услуги представляются как средство удовлетворения познавательной потребности человека и потребности в профессионально-квалификационной подготовке.

В Законе Российской Федерации «Об образовании» рассматривается такое определение образования, как «…целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, который сопровождается констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов)». Так же в законе указывается «право на образование является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации» [11].

Иначе говоря, образование определяется как: «…общественно значимое благо, под которым понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, семьи, общества, государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенций, определенных объема и сложности». [7]

Итак, каждый человек является потенциальным потребителем образовательных услуг как бесплатных, которые закреплены Конституцией РФ, так и платных, представляющиеся различными субъектами рынка образовательных услуг.

Экономика определяет общественное благо как то, которое люди потребляют, при этом, не ущемляя возможность его потребления другими. Общественное благо в чистом виде встречается очень редко и обычно предоставляется государством.

Если рассматривать образовательные услуги в рамках теории общественных благ, то они являются квазиобщественными благами — благами, по поводу которых возможны ограниченные исключение и конкуренция [4, с. 37–39].

Образовательная услуга как общественное благо является неисключаемым только до некоторого порогового уровня, после которого наступает нехватка данного блага для всех, то есть происходит перегрузка (потребление блага после этого уровня одним человеком будет исключать другого из потребления или уменьшать возможность потребления).

Иную позицию занимает Якобсон Л. И., который относит образовательные услуги к благам, которые обладают особыми достоинствами. Он рассматривает образовательную услугу как частное благо, потребление которого общество в целом желало бы сделать обязательным для всех своих членов.

Для этих благ являются характерными положительные экстерналии. Именно это и будет обусловливать целесообразность их общественного финансирования. Их не всегда возможно отделить от смешанных. С точки зрения возможности исключения и степени использования данного блага, образование как совокупность образовательных услуг потребляется и используется строго индивидуально [10].

Образовательная услуга как общественное благо является социально-значимым, то есть в процессе его потребления возникает положительный внешний эффект.

Потребление образовательной услуги многочисленной частью общества подразумевает повышение культурного уровня населения, снижение преступности и расширение перспектив занятости общества. [9, с. 28].

Общественным благам отводится в национальной экономике значительное место. Их адекватная трактовка, управление их производством, распределение и потребление являются залогом эффективного функционирования и развития национальной экономики. В настоящее время среди ученых нет единого мнения о том, что понимать под термином «общественное благо».

Поддержание знаний и образования как глобального общественного блага является основной задачей для России и международного сообщества, способствующей улучшению качества жизни населения.

Итак, общественные блага — товары, работы и услуги, призванные удовлетворять коллективные потребности, которые нельзя измерить в денежной форме и которые в связи с этим не может дать рынок.

Спецификой образовательных услуг является то, что, по мнению большинства специалистов, они относятся к категории «общественных благ».

Образовательная услуга как общественное благо является неисключаемым только до некоторого порогового уровня, после которого наступает нехватка этого блага для всех, то есть происходит перегрузка (использование блага после этого уровня одним человеком будет исключать другого из потребления или уменьшать возможность потребления). Большинство исследователей относят данные услуги к категории «квазиобщественное благо».

Литература:

1.                  Аракелян С. М., Демидов К. В., Сергеев А. Г. Система мониторинга, анализа и прогнозирования развития образования и образовательных услуг в РФ: сб. науч. трудов. В 2 т. М., 2002. Т. 1. С. 205–217.

2.                  Бурденко Е. В. Права работника. — М.: ИИЦ МГУДТ, 2006.

3.                  Данилова Т. В. Методика оценки конкурентоспособности вузов /Качество и конкурентоспособность в ХХI веке: материалы V Всероссийской научно-практической конференции. — Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2006. — С. 55–61.

4.                  Ламперт Х. Социальная рыночная экономика. Германский путь / Х. Ламперт. — М.: Дело Лтд, 1994. — 225 с.

5.                  Лукашенко М. Маркетинг и PR в учебном заведении //Высшее образование в России, 2002. — № 4. — С.32–40

6.                  Национальный офис Темпус в РФ [Электронный ресурс]. URL: http://www.tempus-russia.ru/erasm.htm (дата обращения 10.04.2013).

7.                  Образование для инновационных обществ в XXI веке [Электронный ресурс] // Официальный сайт Председательства Российской Федерации в «Группе восьми». URL: http://g8russia.ru/docs/12.html (дата обращения:10.04.13).

8.                  Самуэльсон П. Экономика / Пер. с англ. В. Д. Антонова, О. Г. Клесмет, А. К. Криворотченко и др. — М.: НПО АЛГОН;ВНИИСИ; Машиностроение, 1993; Дорфман Р. Математическое или «линейное» программирование: нематематическое представление / Пер. с англ. Г. А. Медведева // Вехи экономической мысли / Сост. и общ. ред. В. М. Гальперина. — СПб., 1999.

9.                  Сланченко Л. И., Валькович О. Н. Проблемы улучшения качества жизни // Экономика устойчивого развития.2011. № 8.

10.              Якобсон Л. И. Экономика общественного сектора. — М., 1996. — С. 39.

Источник: https://moluch.ru/archive/80/14517/

1. Теоретические основы оказания образовательных услуг в туризме

В законе об образование образовательнаяуслуга это

Понятие «образовательная услуга» имеетбогатую историю развития. Категория«услуга» разрабатывалось в философии,статистике, экономике, социологии.

Наиболее часто сущность услуги трактуетсякак определенная целесообразнаядеятельность, существующая в формеполезного эффекта труда, отношение,возникающее по поводу полезного действиятруда, потребляемого как деятельность.Социологический энциклопедическийсловарь 1998 г. классифицировал услугитолько по одному основанию: характерупотребления.

И только на две группы: наиндивидуальные (труд врача, учителя,портного) и общественные (труд по оборонестраны и охране порядка). Т.е. образовательныеуслуги приравнивались к бытовым услугами не считались социальными.

В педагогической энциклопедии в 2005 г.появляется определение образовательнойуслуги как комплекса целенаправленносоздаваемых и предлагаемых возможностейприобретения знаний и умений с цельюудовлетворения образовательныхпотребностей.

В определении появилисьпедагогические категории, но оно очертилокруг удовлетворяемых потребностейтолько образовательными.

Хотя и былапредпринята попытка охарактеризоватьпонятие «образовательная услуга» поцелям и содержанию, включив в негопрофессиональное, социальное исоциально-культурное направление.

Бурденко рассматривает образовательнуюуслугу как полезный вид труда,непосредственно удовлетворяющийпотребность человека в образовании икак материально- вещественный продукт,позволяющий удовлетворять образовательнуюпотребность человека самостоятельно(учебники, обучающие программы, пособияи т.п.)

Данилова определяет образовательнуюуслугу как совокупность результатовобразовательного процесса и сопутствующихему вспомогательных процессов,представленная высшим образовательнымучреждением на рынке образовательныхуслуг и непосредственно направленнаяна удовлетворение установленных ипредполагаемых образовательныхпотребностей конкретного потребителя

Зиннуров считает, что образовательнаяуслуга это объём учебной и научнойинформации как суммы знанийобщеобразовательного и специальногохарактера и практические навыки,передаваемые личности по определеннойпрограмме.

Кожухар определяет образовательнуюуслугу как работу отдельного педагогаили педагогического коллектива,направленную на целесообразное(предварительно запрограммированное)изменение социально-психологической(в частных проявлениях — профессиональной,квалификационной и т.д.) структурыличности обучаемого.

Колесов обосновывает образовательнуюуслугу как экономическую категорию, вкоторой концентрированно выраженысложные экономические отношения вобласти образования

Лукашенко объясняет образовательнуюуслугу как совокупность целесообразнойдеятельности, удовлетворяющей потребностьсубъекта в образовании, и промежуточныхобразовательных продуктов в форме вещи,сопровождающих такую деятельность.

Морозов дает следующее понятиеобразовательной услуги. Он считает, чтоэто процесс формирования разнообразныхспособностей человека к труду, т.е.инвестирование в человеческий капитал,принимающий форму комплексного блага.[23; с.69]

Вместе с тем, понятийный аппарат феноменаобразовательных услуг ещё недостаточноконкретизирован и не всегда последователен.

Так, например, в определении «Они(образовательные услуги) представляютсобой систему знаний, информации, уменийи навыков, которые используются в целяхудовлетворения разнообразныхобразовательных потребностей личности,общества, государства», неадекватностьюрыночным условиям является неопределенностькак субъекта услуги, имеющий скорее«самообслуживающий» акцент, так и еёпредмета. [23; с.71]

Анализ отечественной литературы ипериодики показал, что среди исследователей,изучающих данную проблему, единое мнениепо поводу того, что же считатьобразовательной услугой, отсутствует.

Наиболее распространенный из них подобразовательными услугами понимает«систему знаний, информации, умений инавыков, которые используются в целяхудовлетворения многоликих потребностейчеловека, общества и государства».

Система образовательных услуг, по ихмнению, объединяет:

– преподавательскую деятельность (отборсодержания материала, выбор дидактическогоинструментария, донесение информациидо обучаемого, организация упражненийпо формированию умений и навыков и др.);

– деятельность обучаемых по усвоениюнового материала, выработке разнообразныхумений навыков;

– деятельность администрацииобразовательного учреждения по созданиюусловий для преподавательской иученической деятельности;

– деятельность государственных органовпо разработке нормативно-документальнойбазы и контролю уровня обученности ивоспитанности обучаемых и уровняпрофессиональной компетенции учителей.

Таким образом, образовательная услуга– это интегрированная деятельностьгосударства, образовательного учреждения,обеспечивающих организаций, учителя иученика по удовлетворению совокупностидуховных и материальных потребностейличности в условиях эргономичной,технологичной образовательной среды,создающей возможности для самореализациисубъектов образовательного процессав обучающем и учебном труде и отдыхе.

По мнению В.С. Потапенко образовательнаяуслуга это образовательная деятельность,состоящая из двух частей, одна этосоциальные бесплатные образовательныеуслуги, а вторая платные услуги,регулируемые Гражданским кодексом РФ.[11; с.9]

Рассмотрим основные свойства, присущиеобразовательным услугам:

нематериальный характер образовательныеуслуги основаны на информационномобщении.

неотделимость от источника. Образовательныеуслуги основаны на взаимодействии иобщении преподавателя и потребителяуслуги.

неразрывность производства и потребления,поскольку оказание образовательнойуслуги и ее потребление являютсяодномоментными процессами.

Изменчивость качества образовательнойуслуги, которая связана с множествомфакторов, включающих профессионализмуслугодателя.

непрерывность, продолжительностьпроцесса образования, растянутого повремени от нескольких часов до несколькихлет.

адресность образовательной услуги,определяется направленностьюобразовательных услуг на определенныйкруг лиц с разными образовательнымипотребностями.

Е.И Скрипак считает, что образовательныеуслуги имеют обязательную экономическуюсоставляющую, включающую в себяпроизводство и потребление, подменяющеесяпонятием платных образовательныхуслуг.[23; с.

92] Специфика современныхроссийских условий, включающая в себяотсутствие ответственности за формированиечеловеческого капитала, недофинансированиеобразования, обусловливает непроработанностьданной проблемы как с экономическойтак и с социальной точек зрения.

Далее, отметим ряд специфическихособенностей образовательных услуг,отличающих их от других видов услуг:

– сезонность;

-высокая стоимость (образовательныеуслуги обладают высокой потребительной стоимостью, т.к. наращивают потенциал личности, специалиста, а на развитых рынках это выражается в признании высокой стоимости,правомерности высоких цен на них);

– относительная длительность оказания(так, например, в нашей стране получение первого высшего профессионального образования по различным специальностямможет занимать от 4 до 6 лет);

– отсроченность выявления результативности;

-зависимость результатов от условийбудущей работы и жизни обучившегося;

-необходимость дальнейшего сопровожденияуслуг;

-зависимость приемлемости услуг отместа их оказания и места проживанияпотенциальных обучающихся;

-невозможность перепродажи;

-необходимость лицензирования (п. 6 ст.33 Закона РФ «Об образовании» гласит:«Право на ведение образовательнойдеятельности … возникает у образовательногоучреждения с момента выдачи ему лицензии(разрешения)»);

-конкурсный характер (этот признак в основном проявляется в большинствегосударственных высших учебныхзаведений);

-относительно молодой возраст потребителей образовательных услуг идругие.

Образовательная услуга, как и любойтовар, реализуется на рынке, которыйпонимается как взаимодействие существующихи потенциальных покупателей и продавцовтовара.

Таким образом, рынок образовательныхуслуг представляет собой рынок, накотором взаимодействуют спрос наобразовательные услуги со стороныосновных хозяйствующих субъектов (отдельных личностей, домохозяйств,предприятий и организаций, государства)и их предложение различными образовательнымиучреждениями.

Помимо производителей и потребителейобразовательных услуг в состав участниковрыночных отношений в этой сфере входятширокие круги посредников, включаяслужбы занятости, биржи труда, органырегистрации, лицензирования и аккредитацииобразовательных учреждений, образовательныефонды, ассоциации образовательныхучреждений и предприятий, специализированныеобразовательные центры и др. Все этисубъекты содействуют эффективномупродвижению образовательных услуг нарынке и могут выполнять такие функции,как информирование, консультирование,участие в организации сбыта образовательныхуслуг и ресурсной поддержки образования.

Далее рассмотрим виды образовательныхуслуг. Согласно Закону об Образованииодним из компонентов системы образованияявляется образовательная программа,являющаяся комплексом образовательныхуслуг, которые в виде специфическоготовара предлагаются на образовательномрынке.

Все образовательные программыподразделяются на общеобразовательныеи профессиональные, каждая из которых,кроме основной, может иметь и дополнительнуюпрограмму.

 общеобразовательные программынаправлены на решение задач формированияобщей культуры личности, адаптацииличности к жизни в обществе, на созданиеосновы для осознанного выбора и освоенияпрофессиональных образовательныхпрограмм и реализуются в дошкольныхобразовательных учреждениях,образовательных учреждениях начальногообщего, основного общего, среднего(полного) общего образования.

 профессиональные программы направленына решение задач последовательногоповышения профессионального иобщеобразовательного уровней, подготовкуспециалистов соответствующей квалификациии реализуются в образовательныхучреждениях профессиональногообразования, имеющих государственнуюаккредитацию.

Изучение всего объема предметов основнойпрограммы является обязательным, адополнительные программы создаются,как правило, по факультативным дисциплинами отражают особенности данногообразовательного учреждения или региона.Кроме того, у дополнительных образовательныхпрограмм, в отличие от основных, нетстандартов. Их задачей является «болееполное удовлетворение разнообразныхобразовательных запросов общества».[38; с.112]

Помимо классификации, данной в ЗаконеРФ «Об образовании», можно выделитьследующие виды образовательных услуг.

По длительности предоставления:

o долгосрочные (обучение в общеобразовательнойшколе, вузе и т.п.);

o среднесрочные (повышение квалификации,переподготовка кадров и т.п.);

o краткосрочные (например, отдельныекурсы, лекции, тренинги, инструктажи).

По используемым методам обучения:

o традиционные,

o программы проблемного обучения,

o программы, основанные на анализеделовых ситуаций и т.п.

По способу оплаты услуг:

o платными;

o условно бесплатными.

Образовательная услуга, как и другиеуслуги, имеет три составляющих:

цель (в широком смысле – получениеобразования, в узком – получение конкретныхзнаний, навыков, умений);

действия (передача знаний посредствоминформационного общения и потреблениеинформации);

результат (приобретение знаний, навыкови т.д.).

Таким образом, образовательная услугаэто система знаний, информации, уменийи навыков, которые используются в целяхудовлетворения многоликих потребностейчеловека, общества и государства.

Специфика образовательных услугпроявляется в традиционных характеристикахуслуг и в чертах, присущих толькообразовательным услугам. Этонематериальность и неосязаемость,неотделимость от источника и несохраняемостьобразовательных услуг.

Кроме того, образовательные услугиотличаются сезонностью, высокойстоимостью, относительной длительностьюоказания, отсроченностью выявлениярезультативности; зависимостьюрезультатов от условий будущей работыи жизни обучившегося; необходимостьюдальнейшего сопровождения услуг;необходимостью лицензирования;относительно молодой возраст потребителей образовательных услуг идругие.

Виды образовательных услуг включают всебя: общеобразовательные и профессиональные,по длительности предоставления:долгосрочные, среднесрочные, краткосрочные.По используемым методам обучения:традиционные, программы проблемногообучения, программы, основанные наанализе деловых ситуаций и т.п.

Источник: https://studfile.net/preview/7060201/page:2/

Особенности стратегического маркетинга образовательных услуг. Образовательная услуга как товар

В законе об образование образовательнаяуслуга это

Экономическая категория – «образовательные услуги», которая включает в себя условие, желание, основу и ответственность за их производство и потребление экономическими субъектами (домохозяйствами, фирмой, государством) в настоящее время подменяется более узким понятием «платные образовательные услуги». Это положение объясняется спецификой современных условий: отсутствие сформированных полноценных субъектов инвестирования в человеческий капитал, механизмов реализации экономической ответственности за его формирование и накопление, сокращение бюджетных расходов на образование без пересмотра социальных обязательств государства, отсутствие полноценного финансового рынка и механизмов кредитования и т.д. Для уточнения сущности образовательной услуги необходимо рассмотреть ее специфику, которая проявляется и в традиционных характеристиках услуг и в чертах, присущих только образовательным услугам.

Определение термина «образовательная услуга» связано с сущностью понятий «услуга» и «образование».

Ф. Котлер предлагает следующее определение: «Услуга – любое мероприятие или выгода, которые одна сторона может предложить другой и которые в основном неосязаемы и не приводят к завладению чем-либо»[1]. Согласно классической теории маркетинга, услугам присущ ряд специфических характеристик:

  • неосязаемость: услуги невозможно увидеть, попробовать на вкус, услышать или понюхать до момента приобретения;
  • неотделимость от источника: услуга неотделима от своего источника, ее осуществление возможно только в присутствии производителя;
  • непостоянство качества: качество услуг колеблется в широких пределах в зависимости от их производителей, а также от времени и места их оказания;
  • несохраняемость: услугу невозможно хранить для последующей продажи или использования. По определению, принятому ХХ-ой сессией Генеральной конференции ЮНЕСКО, под образованием понимается процесс и результат совершенствования способностей и поведения личности, при котором она достигает социальной зрелости и индивидуального роста. В Законе РК «Об образовании» дается следующее определение образования с «целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов)» [2].

В то же время образование как отрасль представляет собой «совокупность учреждений, организаций и предприятий, осуществляющих преимущественно образовательную деятельность, направленную на удовлетворение многообразных потребностей населения в образовательных услугах, на воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества»[3]. Главной целью образования как педагогического процесса, его миссией является приращение ценности человека как личности, работника, гражданина. Анализ отечественных научных публикаций показал, что среди исследователей, изучающих данную проблему, единое мнение по поводу того, что же считать образовательной услугой, отсутствует. В связи с этим выделим лишь основные подходы. Наиболее распространенный из них под образовательными услугами понимает «систему знаний, информации, умений и навыков, которые используются в целях удовлетворения многоликих потребностей человека, общества и государства».

Согласно другому подходу услуга образования в процессе потребления трансформируется в рабочую силу, качество которой зависит не только от совокупности потребленных образовательных услуг, но и от количества и качества личного труда, затраченных в процессе потребления этих услуг, личных способностей, степени их реализации и других субъективных факторов. Поэтому в рамках этого подхода следует отличать совокупность знаний, умений, навыков, которая является продуктом совместного труда преподавателя и обучающегося, от образовательных услуг, потребленных обучающимся, которые суть продукт труда преподавателей. Таким образом, «именно образовательные услуги (т.е. совокупность труда преподавателей), а не знания, умения, навыки, как это часто утверждается в литературе, могут рассматриваться как товарная продукция учебного заведения».

Еще более конкретизирует приведенное выше положение А.В.

Сагинова, которая, ссылаясь на определение товара в теории маркетинга (все, что может удовлетворить потребность и предлагается рынку с целью приобретения, потребления, использования или привлечения внимания), продуктом любого образовательного учреждения называет образовательную программу, которая разрабатывается им для того, чтобы удовлетворить потребность в образовании, профессиональной подготовке, обучении или переподготовке, – т.е. достижении определенного социального эффекта (изменение образовательного или профессионального уровня).

Любопытна точка зрения А.А. Ченцова, который выделяет категорию «образовательный продукт», определяя ее как результат научно-педагогического труда, который, в свою очередь, является разновидностью научного труда.

В то же время, согласно мнению этого автора, образовательный продукт является частью интеллектуального продукта (наряду с научным и инженерным продуктами), адаптированной к соответствующему сегменту рынка образовательных услуг.

Интересна и актуальна позиция Е.И.

Скрипака, который считает, что «экономическая    категория «образовательные услуги»[1], которая включает в себя условие, желание, основу и ответственность за их производство и потребление экономическими субъектами (домохозяйствами, фирмой, государством) в настоящее время подменяется более узким понятием «платные образовательные услуги». Это положение он объясняет спецификой современных условий: отсутствие сформированных полноценных субъектов инвестирования в человеческий капитал, механизмов реализации экономической ответственности за его формирование и накопление, сокращение бюджетных расходов на образование без пересмотра социальных обязательств государства, отсутствие полноценного финансового   рынка и механизмов кредитования и т.д. Для уточнения сущности образовательной услуги, необходимо рассмотреть ее специфику, которая проявляется и в традиционных (перечисленных ранее) характеристиках услуг и в чертах, присущих только образовательным услугам.

Особенности услуг проявляются в образовании следующим образом: низкая степень осязаемости образовательных услуг предопределяет невозможность оценки их качества и объема до полного приобретения.

Поскольку услуги не материальны и не осязаемы, маркетинг рекомендует продавцам формализовать наиболее значимые для покупателя параметры услуги и представить их по возможности наглядно.

В образовании этим целям служат образовательные стандарты, учебные планы и программы, информация о методах, формах и условиях обучения, сертификаты, лицензии, дипломы и т.п.

Свойство неотделимости от источника в отношении образовательной услуги означает, что в результате купли-продажи такой услуги продавец теряет право собственности на свой специфический товар, но покупатель такого права не приобретает: а сам этот товар «исчезает», поскольку потребляется в тот же момент, что и производится и передается».

Непостоянство качества в отношении образовательных услуг помимо неотделимости от исполнителя и невозможности установления жестких стандартов на процесс и результат оказания услуги имеет еще одну причину – изменчивость «исходного материала».

Свойство несохраняемости образовательных услуг проявляет себя двояко. С одной стороны, «невозможно заготовить услуги в полном объеме заранее и складировать их как материальный товар в ожидании повышения спроса».

Вместе с тем, эта черта образовательных услуг выглядит смягченной, поскольку некоторая учебная информация может быть частично подготовлена и зафиксирована на материальных носителях (например, книгах, кассетах).

С другой стороны, несохраняемостью образовательных услуг является естественное для человека забывание полученной информации, а также устаревание знаний, к которому приводят научно-технический и социальный прогресс.

Теперь проанализируем отличительные черты образовательных услуг, присущие только им.

Во-первых, специфика образовательных услуг заключается в том, что, по мнению многих исследователей, они относятся к категории «общественных благ (товаров)», хотя большинство специалистов относят данные услуги к категории «квазиобщественное благо». Дж. Стиглиц относит часть образовательных услуг (начальное, среднее образование) к общественным, а другую часть (высшее, послевузовское, профессиональное) к квазиобщественным благам.

Во-вторых, своеобразной чертой услуг образования является невозможность их непосредственного денежного измерения. Ценовой механизм часто не в состоянии отразить всех затрат на производство образовательных услуг. Полезный результат такой услуги может проявиться лишь спустя продолжительное время, и его практически можно измерить лишь с помощью косвенных показателей.

В-третьих, еще один отличительный признак образовательных услуг – многозначность целей, поставленных перед производителями этих услуг.

В-четвертых, особенность образовательных услуг проявляется и в том, что они оказываются, как правило, в комплексе с созданием духовных ценностей, преобразованием и развитием личности обучающегося. Кроме того, А.

Панкрухин главной особенностью оказания образовательных услуг называет сотворчество преподавателя и слушателя.

Образовательные услуги в рамках политических компаний рассматриваются как элемент обеспечения национальной безопасности, перспективы выживания и развития нации.

Важными специфическими особенностями образовательных услуг являются: сезонность; высокая стоимость (образовательные услуги обладают высокой потребительной стоимостью, так как наращивают потенциал личности, специалиста, а на развитых рынках это выражается в признании высокой стоимости, правомерности высоких цен на них); относительная длительность оказания (так, например, в нашей стране получение первого высшего профессионального образования по различным специальностям может занимать от 4 до 6 лет); отсроченность выявления результативности; зависимость результатов от условий будущей работы и жизни обучившегося; необходимость дальнейшего сопровождения услуг; зависимость приемлемости услуг от места их оказания и места проживания потенциальных обучающихся; невозможность перепродажи; необходимость лицензирования; конкурсный характер; относительно молодой возраст потребителей услуг и др.

Образовательные услуги, как и любой товар, реализуются на рынке, который понимается как совокупность существующих и потенциальных покупателей и продавцов товара.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Атыханов А. Некоторые проблемы разработки государственных стандартов специальностей высшего образования в Республике Казахстан // Вестник высшей школы Казахстана. – 2010. – №1. – С. 9-13.
  2. Ахметов А.

    Некоторые проблемы развития высшего образования в Казахстане // Вестник высшей школы Казахстана. – 2009. – №5. – С. 11-17.

  3. Бойко Т.С., Саенко О.В. Исследование рынка образовательных услуг по подготовке специалистов в регионе [Электронный ресурс] // http://www.

    informika.ru

Фамилия автора: Р.О. САЛИМБАЕВА

Новая методология формирования стандартов медицинской деятельности построена на основе концептуальной составляющей, заключающейся в переходе от стандартных, фиксированных технологий к регулируемому

К.К. КУРАКБАЕВ, Д.С. ИСАЕВ, М.К. КОШИМБЕКОВ, Б. НУРУЛЛА, А.Б. КУМАР, К. КАМАЛОВ, А.Э. ИГЛИКОВА, А. Ш. РУСТЕМОВА, 2014

Источник: https://articlekz.com/article/13938

ПраваСовет
Добавить комментарий